XLV Международная филологическая научная конференция

Практика убаюкивания в современной городской культуре

Софья Олеговна Куприянова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

213
2016-03-15
14:30 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Колыбельная песня — один из «живых» жанров традиционной деревенской культуры, активно используемый в современном городе. Рассмотрение ситуации убаюкивания как практики повседневности позволяет увидеть, кто осуществляет уход за ребенком, какие виды речевой деятельности при этом используются, каким образом происходит усвоение и передача текстов.

Тезисы

В докладе рассматривается ситуация убаюкивания на материале интервью, записанных в 2008–2015 гг. в Санкт-Петербурге. Меня интересовало, в чьей компетенции находится уход за ребенком, какие тексты исполняются в качестве колыбельных, также были заданы вопросы относительно саморефлексии информантов над актом убаюкивания.
Колыбельная песня тесно связана с «домашней» деревенской практикой ухода за ребенком. Однако, начиная с конца XIX в., практика подвергается изменениям, связанным с развитием медицины. С приходом советской власти приватная сфера материнства оказывается в компетенции государства, а не семьи. М. Мосс в статье «Техники тела» показал, что мы воспринимаем как естественно существующее то, что на самом деле является культурным стереотипом. [1] Телесные привычки, сформированные в раннем возрасте оказывают влияние на последующую жизнь. [2] Вопрос о том, укачивать или не укачивать ребенка появляется в повседневной практике после советских нововведений. Городская практика убаюкивания и исполнения колыбельной имеет свои корни в деревенской традиции. Несмотря на негласный свод правил о том, как нужно укладывать ребенка спать, тем не менее используется те способы, которые «работают». [3] Так женщина, осознанно старавшаяся не укачивать, все равно прибегает к качанию, чтобы успокоить ребенка. 
Исполнение колыбельной — комплексное действие, в котором важным оказываются не только выбор того или иного текста, а также пластическое действие, ритмизованная речь, использование определенных напевов, интонация. Вместе с текстами, которые исполняются в ситуации убаюкивания, воспроизводятся и телесные привычки. [4]
Комментируя то, как исполнение колыбельной влияет на их состояние, информанты приводят следующие объяснения. Выбор того или иного текста обусловлен необходимостью изменить собственное внутреннее состояние. Только успокоив себя, можно успокоить ребенка. Представляется, что, современная жизнь и активное использование жанра колыбельной связано в том числе и с его функцией: работой, посредством определенных стратегий (укачивание, исполнение колыбельной), существующих в культуре, с собственным внутренним состоянием. Подобное определение ситуации убаюкивания позволяет по-иному взглянуть на колыбельную, как особый речевой жанр.

Список литературы:
[1] Мосс М. Техники тела // Мосс М. Общества. Обмен. Личность : труды по социал. антропологии. М., 1996. С. 242–263.
[2] Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000. С. 127.
[3] Де Серто М. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать. СПб., 2013. 
[4] Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000. С. 106.