XLV Международная филологическая научная конференция

Проблемы классификации коммуникативных реакций на оскорбления в контексте американского общественно-политического дискурса

Елена Сергеевна Кусоцкая
Докладчик
аспирант
СПбГУ

14-л
2016-03-14
17:00 - 17:15

Ключевые слова, аннотация

Данный доклад основывается на исследовании речевого взаимодействия участников коммуникативной ситуации оскорбления. В нем мы бы хотели сфокусироваться на таком аспекте проведенного исследования, как проблематика классификации коммуникативных реакций на оскорбления в контексте американского общественно-политического дискурса, а также привести примеры анализа языковой репрезентации самих коммуникативных реакций. Материалом исследования послужили транскрипты 25 эпизодов американских общественно-политических ток-шоу («Real time with Bill Maher», «Hannity», «Piers Morgan Tonight» и т. д).

Тезисы

  1. Данный доклад основывается на исследовании, проведенном в рамках дискурсивного подхода к исследованию вежливости/невежливости, что предполагает анализ не единичных высказываний, а протяженных отрывков, в данном случае американского общественно-политического дискурса, а также фокус не на интенции нападающей стороны, а реакции участника коммуникативной ситуации, позиционирующего себя как жертву. Материалом исследования послужили транскрипты 25 эпизодов американских общественно-политических ток-шоу («Real time with Bill Maher», «Hannity» и т. д.).
  2. С лингвокультурологической точки зрения, вежливость/невежливость (или приемлемость/неприемлемость) того или иного типа межличностного взаимодействия культурно-специфична и ситуативно-обусловлена. В связи с этим эффективность оскорбления, приемлемость/неприемлемость реакции на него, развитие коммуникативной ситуации оскорбления напрямую связаны с культурной логикой (североамериканской), типом дискурса (общественно-политическим), а также культурно-специфическими ценностями и идеалами данного сообщества (мультикультурализмом, патриотизмом, демократией, толерантностью, соблюдением требований политической корректности и т. д).
  3. Оскорбление может быть как личным или обращенным к группе, к которой причисляет себя оппонент, так и прямым или косвенным.
  4. Основными реакциями на оскорбления в контексте американского общественно-политического дискурса являются: реакция смягчения оскорбления, которая нацелена на сглаживание сложной ситуации и избежание конфликта; реакция маркирования или блокировки высказывания как выходящего за рамки допустимого, нацеленная на уважительное сохранение статуса-кво; реакция ответной речевой агрессии, ведущая к эскалации конфликта. Данные реакции реализуются с помощью различных языковых средств на лексическом, грамматическом и композиционном уровнях.
  5. Роли нападающей стороны и жертвы не зафиксированы за одними и теми же участниками коммуникативной ситуации оскорбления. Реакция ответной речевой агрессии сама по себе может являться оскорблением. Каждый участник, реагируя на реплику оппонента, влияет на развитие коммуникативной ситуации оскорбления. Как следствие, исследование коммуникативных реакций на оскорбление может быть расширено до исследования межличностного взаимодействия в коммуникативной ситуации оскорбления.
  6. Коммуникативные стратегии поляризации мира на «своих-чужих» играют важную роль в развитии коммуникативной ситуации оскорбления, так как с их помощью участник коммуникативной ситуации позиционирует себя как «своего», идентифицируя себя и свои интересы с интересами аудитории, а оппонента как «чужого», недостойного доверия публики, тем самым дискредитируя и его самого, и его точку зрения.