XLV Международная филологическая научная конференция

Полилокальность и гетеротопия в кинематографе

Любовь Дмитриевна Бугаева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

кинозал
2016-03-16
14:00 - 14:30

Ключевые слова, аннотация

Кинематограф — это одновременно пространство репрезентаций, репрезентация пространства и пространственная практика — освоение пространства субъектом. Кинематографическое пространство гетерогенно и включает пространства как абстрактные, так и исторически конкретные, как обжитые, так и в делезовском смысле пустые и т. д. К кинематографическим пространствам приложимы понятия полилокальности и гетеротопии, которые и будут исследованы в докладе как формы образования и преобразования кинопространства.

Тезисы

Кинематограф — это одновременно пространство репрезентаций, репрезентация пространства и пространственная практика — освоение пространства субъектом. Кинематографическое пространство гетерогенно и включает пространства как абстрактные, так и исторически конкретные, как обжитые, так и в делезовском смысле пустые и т. д. К кинематографическим пространствам приложимы понятия полилокальности и гетеротопии. Так, Эндрю Дадли (2006) стремится, с одной стороны, учитывать географическое пространство, показанное на экране, а с другой — прочитывать фильм как карту. Йиджин Чжан предлагает для такого подхода термин «полилокальность» (2010). По мнению Чжан, национальная парадигма в кинематографе уступает место транснациональному кино, а полилокальность — это разнообразные географические локусы фильма, актеры из разных стран и интернациональная съемочная группа. Думается, однако, что полилокальность — это также слияние двух или более пространств, в результате которого образуется среда, семантически нагруженная чертами и характеристиками взаимодействующих пространств. Так, подобное слияние пространств имеет место в фильме Аки Каурисмяки «Преступление и наказание» (1983). Концепция гетеротопии Мишеля Фуко предполагает пространство, одновременно реальное и воображаемое, включающее в том числе пересекающиеся пространства национального и глобального. Гетеротопия, по Фуко, — это пространство, в котором возможно соединение нескольких мест, нескольких локусов, в противном случае несовместимых. Воплощением гетеротопии на экране часто становится утопическое или дистопическое пространства, но они далеко не единственные варианты кинематографической гетеротопии. В докладе исследуется полилокальность и гетеротопия как формы образования и преобразования кинопространства.