XLV Международная филологическая научная конференция

Модернистская природа воспоминаний в «Дневнике размышлений» Джакомо Леопарди

Светлана Владимировна Балаева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия

201
2016-03-18
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен «Дневнику размышлений» Джакомо Леопарди (1798–1837). Это произведение автор писал на протяжении многих лет, и оно является результатом размышлений о природе вещей. «Дневник размышлений» соединяет в себе дневниковую форму и жанр литературного фрагмента. Доклад концентрируется на природе воспоминаний в произведении. Роль памяти и воспоминаний весьма значима, поскольку именно через воспоминания автор коммуницирует с самим собой. Линейность времени здесь не важна, и природа воспоминаний у Леопарди все больше походит на «непроизвольные воспоминания» в романах М. Пруста.

Тезисы

«Дневник размышлений» (1817–1832) Джакомо Леопарди — это текст, состоящий более чем из четырех тысяч страниц. Он является результатом долгих размышлений о природе вещей, об абстрактных материях и конкретных событиях, о личных переживаниях и опыте всего человечества. С одной стороны, Джакомо Леопарди следует риторическим традициям античности (т. е. приводит конкретные примеры для своих утверждений), а с другой стороны, в «Дневнике размышлений» присутствует экспериментальная установка, давшая начало современной науке. По мысли Леопарди, накопление опыта возможно вследствие наблюдения за собой, за своими впечатлениями, желаниями и размышлениями. На основании своих наблюдений он строит метафизическую систему, уделяя внимание индивидуальным психологическим особенностям и анализируя вопросы нравственности. Леопарди не создает философской системы, а формулирует свои выводы в форме, близкой форме максим, т. е. выводит правила из опыта, не прибегая к абстрактным терминам. «Дневник размышлений» соединяет в себе дневниковую форму и жанр литературного фрагмента. И в данном случае избранная форма помогает раскрывать зависимость мысли от хода времени. Леопарди почти не отмечает в «Дневнике размышлений» факты и события из своей повседневной жизни. Он полностью концентрируется на сфере ощущений и ментальных состояний. Автор на протяжении долгого времени записывает свои впечатления и размышления. Он отражает внешний мир, но этот мир преломляется через призму его сознания. Обширность «Дневника» позволяет Леопарди следить за изменениями своей личности, за разными состояниями своей души. Постепенно поэт начинает понимать одни и те же события иначе, чем он понимал их раньше, а через некоторое время совсем не узнает прежнего себя. Для Леопарди линейность времени больше не является само собой разумеющейся. Позже подобное ощущение времени найдет свое фундаментальное воплощение в романах Пруста («непроизвольная память»). Леопарди утверждает, что «хорошая память, умение распознавать и внимание» (Дневник размышлений, 1766 фрагмент) требуются, чтобы восстановить разорванные связи человека и мира. Личность не может быть понятна даже для себя самой без сравнения с прежним «Я». Поэтому автор «Дневника» на каждой странице постоянно вступает в диалог с собой прежним, пытаясь соединить «прошлую личность» с «новой». Постепенно Леопарди начинает видеть в «Дневнике» сборник воспоминаний, которые вызывают другие воспоминания. Поэт утверждает, что «воспоминания» позволяют современному человеку вернуться к истокам. Но память не полностью воссоздает вещи или переживания, а «повторяет», «отзывается эхом прошлого». Для Леопарди, воспоминание — это каждый раз новое отражение минувшего.