XLV Международная филологическая научная конференция

Персуазивная стратегия оценкив литературно-критическом тексте

Елена Сергеевна Садовская
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет

14-П
2016-03-19
13:40 - 13:55

Ключевые слова, аннотация

В докладе на примере жанра «литературно-критическая колонка» (ЛКК) определяется роль оценки в литературно-критическом тексте. Автор определяет основные интенции адресанта исследуемого жанра и приходит к выводу, что прагматическая направленность позволяет рассматривать текст ЛКК как продукт персуазивной коммуникации. Оценка как универсальная стратегия персуазивности в тексте ЛКК реализуется в виде тактик прямой и косвенной оценки и выполняет ориентирующую и стимулирующую функции.

Тезисы

Коммуникативная стилистика позволяет рассматривать тексты в деятельностном аспекте, то есть как «речевые произведения адресанта, направленные адресату» [1; 33]. Порождение текста напрямую зависит от авторской интенции. В основные задачи создателя публицистического текста входит «целенаправленное оказание идейно-психологического воздействия, а также побуждение реципиента к определенным действиям и мотивам, когда в процессе отбора и интерпретации информации в сообщении выявляется воздействующий характер, направленный на убеждение читающей аудитории [2; 73–74]. Применяя данное определение к литературно-критическому тексту на примере жанра литературно-критической колонки (далее — ЛКК), можно сформулировать следующие основные интенции адресанта: информирование адресата (с целью восполнения пробелов в знаниях, а также привлечения внимания к отдельным литературным произведениям или творчеству писателя) и побуждение его к конкретным действиям (прочтения или отказа от прочтения рассматриваемого произведения, изучению творчества литературных деятелей). Прагматическая направленность текстов ЛКК позволяет рассматривать данный жанр в аспекте его персуазивного воздействия. Находя свое выражение в виде стратегии оценки персуазивность как текстообразующая категория ЛКК подчиняет себе лексико-семантические и стилистические ресурсы выразительности. Как показал анализ практического материала, стратегия оценки в ЛКК реализуется в тактиках прямой и косвенной оценки. В сравнительном отношении тактика прямой оценки преобладает в текстах ЛКК, так как отвечает самой прагматической направленности критического жанра. Тактика косвенной оценки служит дополнительным средством осуществления интенциональной задачи автора за счет эмоционально-психологического воздействия на читателя. Оценка в текстах ЛКК, выступая как универсальная стратегия персуазивности, выполняет, таким образом, ориентирующую и стимулирующую функции. Ориентирующая функция заключается в том, что на основании авторитетной оценки объекта, выносимой экспертом в области литературной критики, читатель способен вписывать данный объект в собственную ценностную парадигму или аксиологическую систему. Ввиду своей авторитетности авторская оценка служит для него ориентиром, т. к. он может полагаться на мнение квалифицированного критика. Стимулирующая функция оценки в ЛКК проявляется в ее побуждении к конкретному действию со стороны адресата после прочтения публикации.
Литература:
1. Клушина Н. И. Интенциональные категории публицистического текста: автореф. дисс…д-ра. филол. н. — М., 2008. — 57с.
2. Мартемьянова С. С. Интерпретация медиатекста как инструмент имплицитного убеждения. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки . 2013. №3. С. 73–77.