XLV Международная филологическая научная конференция

Освободить принцессу: к вопросу о трансформации женских образов в современных американских пересказах сказок

Мария Владимировна Маркова
Докладчик
младший научный сотрудник
Российский государственный гуманитарный университет

190
2016-03-17
16:30 - 16:45

Ключевые слова, аннотация

В докладе будут рассмотрены различные способы трансформации женских образов на материале современных американских пересказов классических сказок. В настоящее время мы наблюдаем острый интерес к сказочным сюжетам, популярные сказки подвергаются многочисленным литературным переработкам. В этих текстах на первое место выступает проблема смены гендерных ролей. Феминистская критика сказок, осуждающая традиционную схему «пассивная героиня — активный герой», привела к значительному переосмыслению образов сказочных героинь, причем как положительной (принцессы), так и отрицательной (ведьмы).

Тезисы

В рамках доклада мы хотели бы проследить, как и какими способами гендерные стереотипы, заложенные в волшебных сказках и раскритикованные сторонницами движения феминизма, преодолеваются в современной американской литературе. На материале таких американских пересказов сказок, как «Школа Добра и Зла» С. Чайнани (2012–2015), «Школа сказок» Ш. Хейл (2013), «Прекрасный Принц» Дж. Хекела (2014), «Принцессы» Дж. Д. Джордж (2009–2012), «Лига Принцев» К. Хили (2012–2014) и др., мы хотели бы классифицировать типы трансформаций, которым подвергаются в них традиционные женские образы.
Современная тенденция переписывать классические сказки представляет собой совершенно новое явление: ни сам материал, ни общая проблематика пока не изучены ни в США, ни тем более в других странах. В этих пересказах сильно видоизменяются традиционные сказочные гендерные роли, равно как и функции основных персонажей. Такие пересказы являются своего рода реакцией на многолетнюю критику сказок со стороны представительниц феминистского движения.
Если в классических сказках принцесса и ведьма противопоставлены друг другу соответственно как доброе, пассивное и злое, активное начала, — то в современных версиях ситуация становится не столь однозначной. Ведьма теперь чаще всего описывается сочувственно, и ее агрессивные действия оказываются результатом разочарования или мести. Принцесса же почти полностью освобождается от пассивности, в которой обвиняли ее сказочных «предшественниц». Самый распространенный тип героини — это независимая, сильная, упрямая девушка, которая способна самостоятельно справиться с испытаниями и завоевать счастливый финал. Впрочем, не окончательно исчезает и более традиционный образ принцессы как хрупкого существа, нуждающегося в опеке и помощи. Такие принцессы, правда, обычно не являются главными героинями, а нужны скорее для контраста. В другом случае мы имеем дело с постепенным взрослением героини, в процессе которого она проходит путь от неполноценности традиционной принцессы к самостоятельности новой героини. Третья тенденция, самая неоднозначная, сводит принцессу и ведьму воедино. Принцесса, занявшая чрезмерно активную позицию, превращается в ведьму. Обычно эта трансформация временна, но в процессе разрушения обоих классических образов (и героини, и злодейки) подчеркиваются основные постулаты современных пересказов сказок. Во-первых, описывается путь к злу и исследуются причины, стоящие за выбором того или иного пути. Кроме того, стирается четкая грань между злом и добром: только придя к злу, соприкоснувшись с ним и победив его в себе, такая героиня может в полной мере освободиться и снова занять место среди положительных героев.