XLV Международная филологическая научная конференция

Гром и Громовержец (Þórr — Þrymr) — эддическое калькирование?

Юрий Александрович Клейнер
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

116
2016-03-17
12:30 - 12:50

Ключевые слова, аннотация

Этимологии имен Тюра и Тора (д.-исл. Týr (мн. tívar ‘боги’), др.-англ. Tīw, д.-в.-н. Ziu, < *dyēu, др.-инд. dyauḥ ‘небо’, гр. Ζευ̃ς, Jūppiter (< Jū-piter; Þórr ~ Þunarr (арх.), др.-а. Þūr ~ Þōr ~ Þunor, д.-с. Thunar, совр. англ. thunder ‘гром’; ср. также название «молота Тора» Mjöllnir (= лит. milna ‘молот Перкунаса’ рус. молния) указывают на их изначальные функции, частично утраченные, частично перераспределившиеся в германской традиции: Тюр > Тор. Исл. þruma ‘гром’ связано с именем великана, Þrymr (/y/ < /u/ и */j/ в суффиксе, очевидно -ja-) ‘громовержец’.

Тезисы

На наличие глубинных индоевропейских связей древнегерманского пантеона указывает его структура (триада верховных богов), набор функций, имена и их толкование/этимология. В первую очередь, это относится к двум из трех участников триады — Тюру и Тору. Первый имеет надежные индоевропейские соответствия: д.-исл. r (мн. var ‘боги’), др.-англ. w, д.-в.-н. Ziu, < *dyēu, др.-инд. dyauḥ ‘небо’, гр. Ζευ̃ς, Jūppiter (< Jū-piter) и т. д. (De Vries 1961: 603). Этимология указывает на его функцию «небесного божества», которая уже никак не проявляется в древнегерманской традиции. «Старшая Эдда» не связывает Тюра с творением и «гибелью богов» (Ragnarök). В «Младшей Эдде» упоминается один его подвиг (утрата руки при связывании волка Фенрира); там же Тюр связывается с воинским успехом: «Есть еще ас по имени Тюр. Он самый отважный и смелый, и от него зависит победа в бою» (Snorra Edda 29). В дальнейшем функции и атрибуты утраченные Тюром, частично перешли к Тору. При этом сам Тор скорее бог-воитель, нежели бог войны, ср. отождествление его с Гераклом в «Германии» Тацита. В имени, Þórr ~ Þunarr (арх.), др.-а. Þūr ~ Þōr ~ Þunor, д.-с. Thunar, совр. англ. thunder ‘гром’; ср. также название «молота Тора» Mjöllnir (= лит. milna ‘молот Перкунаса’) рус. молния (De Vries 1961: 619, 390), отразилась функция Громовержца, ср. у Адама Бременского: Thor”, inquiunt, “praesidet in aere, qui tonitrus et fulmina, ventos ymbresque, serena et fruges gubernat.. <...> Thor autem cum sceptro Iovem simulare videtur” ‘Тор, как говорят, господствует над воздухом, управляет громом и молнией, ветрами и дождям, посылает хорошую погоду и урожай. <...> И Тор с его молотом похож на Юпитера’. Эта функция Тора не фигурирует в других источниках. Связь Тора с громом – только этимологическая; она не просматривается в самом имени Þórr. Одно из слов для обозначения ‘грома’ в исландском языке — þruma. В связи с ним заслуживает внимания имя одного из эддических великанов — Þrymr, вокализм которого указывает на изначальное /u/ в корне и /j/ в суффиксе. В качестве последнего мог выступать суффикс -ja-, ср. готск. fiskja ‘рыбак’ (при fisk ‘рыба’). Таким образом, Þrym-r (<þrum-j-a) буквально значит ‘громовержец’ и, таким образом, является калькой имени Þórr с изначально тем же значением. Великан по имени Þrymr фигурирует в эддической песни о похищении молота Тора. Можно допустить, что она представляет собой развитие мотива (в понимании А. Н. Веселовского) «Громовержец — молот» и контаминации его с мотивом «похищение — похититель», где оба имени выступают в качестве сюжетообразующих элементов.