XLV Международная филологическая научная конференция

Пологи, занавески, задергашки: к вопросу о границах интимного

Любовь Викторовна Голубева
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

213
2016-03-15
10:30 - 11:00

Ключевые слова, аннотация

Шторы и занавески в утилитарном смысле представляют собой оконную тканевую занавесь, служащую в первую очередь защитой от проникновения света. На Русском Севере такая деталь интерьера как занавеска (задергашка) представляет собой позднее явление. Так, первые шторки появились только в начале XX в., и только в послевоенное время стали повсеместны. При этом в деревне они имеют не столь бытовое значение, сколько символическое, они создают особую коммуникацию внутри деревенского сообщества и отвечают за границы интимного. Речь в докладе пойдет об этих двух функциях.

Тезисы

Занавеска (или штора) — общее наименование бытовых функционально-декоративных оконных занавесей из тканевых материалов. Штора в частном случае — оконная занавесь, раздвигаемая в стороны или поднимаемая вверх. История возникновения штор глубоко уходит еще в Древний Египет. Однако в деревенском обиходе такая деталь интерьера  как оконная занавеска (задергашка)   представляет собой позднее явление. Так, первые шторки на окнах домов появились только в начале XX в., и только в послевоенное время стали повсеместны. Более известны и старше по происхождению являются внутренние занавески, так называемые пологи. В словаре Вл. Даля находим: ПОЛОГ, -а,м. Занавеска, закрывающая, загораживающая кровать, колыбель, а также (устар.) вообще занавеска. Оба вида занавесок обладают не только утилитарной, но и  рядом символических функций. Внутри деревенского сообщества  они создают определенную коммуникацию. Открытые/закрытые шторки  — это не просто открытые и закрытые шторки. Эти коммуникативные значения  зачастую остаются закрытыми и не очевидными для приезжих из города собирателей. Также занавески отвечают за границы интимности. Ответственным за сохранения  интимной сферы в различных контекстах остается не тот, кому есть что скрывать  или показать другому, а  тот, кто смотрит. Нарушителем всегда окажется увидевший. Материалом для доклада послужили записи фольклорного архива СПбГУ (более 200 контектстов), сделанных на территории Архангельской и Вологодской областей в период 1980-х — 2015 гг.