XLV Международная филологическая научная конференция

К вопросу о евангельском контексте в шведской литературе ХIX–XXI вв.

Полина Александровна Лисовская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

14-П
2016-03-17
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе будет рассмотрено бытование этико-христианского и евангельского контекстов в литературе Швеции XIX–ХХI в. В творчестве классиков шведской литературы, среди которых А. Стриндберг, С. Лагерлеф, Я. Бергман, П. Лагерквист, важное значение имеет христианский фундаментализм. Христианская этика, с ее поиском ответов на вопросы «Что есть Бог?» и «Что есть грех?», остается смысловым ядром в прозе и наших современников — П. У. Энквиста, Т. Линдгрена и ряда писателей нового поколения — что ставит под вопрос саму возможность полной постмодернистской деконструкции «на шведской почве».

Тезисы

В творчестве классиков шведской литературы, начиная с Августа Стриндберга и Сельмы Лагерлеф, позднее Яльмара Седерберга, Яльмара Бергмана, а также Пера Лагерквиста важное значение имеет христианский фундаментализм и отношение к нему. Христианская этика, с ее поиском ответов на вопросы «Что есть Бог?» и «Что есть грех?» и вытекающим отсюда вопросом «Что такое человек?» составляет основу философской концепции произведений даже тех писателей, которые открыто заявляют о том, что не верят в Бога (как, например, Сельма Лагерлеф и Пер Улов Энквист). В шведском романе часто встречается фигура религиозного проповедника и такие сюжеты, как отъезд иммигрантов в поисках земли обетованной. Кроме того, в художественной литературе этой лютеранской, но в наши дни крайне секуляризированной страны уже на протяжении нескольких столетий появляются закамуфлированные тем или иным образом евангельские сюжеты (Лагерлёф, Энквист), а также апокрифические тексты (Лагерлёф, Лагерквист).  Отчасти это может объясняться огромным влиянием, которое оказали на социально-политическое и культурное развитие Швеции различные свободные церкви, в том числе пятидесятники (об их становлении написал в своем романе «Путешествие Леви» П. У. Энквист). Несмотря на или же как следствие победившей секуляризации, (христианская) этика остается смысловым ядром в прозе и наших современников — того же П. У. Энквиста, Т. Линдгрена, а также ряда писателей нового поколения. Причем это не значит, что в современном шведском романе отсутствуют эксперименты с формой. Это отнюдь не так, во второй половине прошлого века шведский роман развивает псевдоисторический и псевдодокументальный жанры, а в 1990-е гг. и до наших дней активно эксплуатирует постмодернистские приемы. Однако, как правило, такой текст, неся в себе интертекстуальные, иронические, игровые и пр. признаки по форме, по содержанию не приемлет этического (исторического, социального, экологического и др.) релятивизма, что ставит под вопрос саму возможность полной постмодернистской деконструкции «на шведской почве».