XLV Международная филологическая научная конференция

Репрезентация «женского» в драматургии Ф. Ведекинда

Елена Александровна Придорогина
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2016-03-14
16:55 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлены особенности концепции женственности в драматургии немецкого писателя Ф. Ведекинда (1864–1918). На основе анализа женских образов, созданных автором в разные периоды его творчества, выявляется специфика восприятия «женского» в культуре рубежа XIX–XX вв. и ее оригинальная трактовка в текстах Ведекинда.

Тезисы

Свое представление о сущности женской природы Ф. Ведекинд дает в прологе к драме «Дух земли» (1896): устами одного из героев (укротителя) он призывает главную героиню (Лулу) не отступать от отведенной для нее в пьесе роли — воплощать собой на сцене «пра-образ женщины». Под «пра-образом женщины» автор имеет в виду «естественность», «непосредственность», «неиспорченность» — качества, давно утраченные, по его мнению, в современном обществе благодаря традиционному буржуазному воспитанию и «пренебрежительному отношению» к человеческой сексуальности. Способность вернуться к своему естеству Ведекинд связывает с природой «женского», с ее особенной (сверхчеловеческой) «гибкостью» и возможностью (в отличие от «мужского») находить «баланс» между «духом» и «плотью», человеком и природой. Опираясь на философию Ницше, Ведекинд формирует свою концепцию женственности и выводит на сцену новый тип героини — «Freudenmädchen» («девушки легкого поведения» или, буквально, «девушки-радости»), объединивший в себе черты демонических femme fatale эпохи рубежа веков, современной гетеры и ницшеанского сверхчеловека.
Героини пьес Ведекинда живут чувственными радостями вопреки законам буржуазной морали и представлениям о роли женщины и ее истинном предназначении. Женственность ассоциируется в творчестве писателя с сексуальностью, потребностью проявить свое естество, «звериное» начало человеческой природы и, слившись с природой, ощутить, наконец, гармонию с окружающим миром и счастье земного бытия. Мир эротики и свободы чувственных желаний, в который героини Ведекинда увлекают своих партнеров, предстает, таким образом, как иная реальность, стоящая над законами морали и нравственности. Бордель или эротический райский сад, куда героев — и женщин, и мужчин — приводят мучительные поиски свободы и собственной идентичности, является, по сути, моделью нового идеального общества «естественных» людей, представляющих собой альтернативу существующему общественному порядку.
Ведекинд предлагает весьма своеобразную трактовку образа современной женщины. С одной стороны, он призывает возродить атавистический женский гетеризм, т. е. выступает за возврат к архаике в отношениях полов и тем самым «принижает» женщину. С другой стороны, писатель и «возвышает» ее до статуса сверхчеловека, провозглашая идеи освобождения и развития женщины.