XLV Международная филологическая научная конференция

Дидактическая поэма маркизы де Алорна «Ботанические отдохновения»

Ирина Александровна Хохлова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2016-03-18
13:20 - 13:35

Ключевые слова, аннотация

Творчество Леоноры Лорены Алмейды Ланкастерской, маркизы де Алорна (1750–1839), занимает важное место в истории португальской литературы. Маркиза была воспитана на идеях эпохи Просвещения, основными идеями и эстетическими принципами которой пропитана ее поэзия. Так, в «Ботанических отдохновениях» воплотились типологические особенности описательной дидактической поэмы. Вместе тем творчество де Алорна обнаруживает проблески нового художественного видения мира — предвестники романтической поэзии.

Тезисы

Жизнь Леоноры Лорены Алмейды Ланкастерской, маркизы де Алорна, известной в истории португальской литературы под своим аркадским именем Алкиппа (1750–1839), была полна превратностей и приключений. В семилетнем возрасте она была заключена в монастырь, где провела долгих 19 лет. В монастыре маркиза получила прекрасное светское образование, занималась музыкой, читала Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Корнеля, Ж. Расина. Свобода пришла с изменением политической ситуации и замужеством. Положение мужа, графа Ойенгаузена, министра при австрийском дворе Иосифа II, позволило де Алорна жить за границей и открыло перед ней новые европейские горизонты. Знакомство с выдающимися умами того времени: мадам де Сталь и П. Метастазио, — повлияло на решение де Алорна организовать у себя в Лиссабоне литературный салон.
Писать стихи маркиза начала еще в монастыре, она владела всеми жанрами: ее перу принадлежат сонеты, оды, канцоны, элегии, поэмы, эпиграммы. Ее поэзию отличает философская направленность, нападки на фанатизм и деспотию, преклонение перед прогрессом и естественными науками. Этот интерес к естествознанию отразился в дидактической поэме из шести песен «Ботанические отдохновения». Замысел поэмы возник под влиянием описания райского сада у Д. Мильтона и «Времен года» Дж. Томсона (1730). Углубленное восприятие природы распространяется здесь не только на зримые образы, но — с помощью задействования (в том числе путем отсылки к масонским ритуалам) эмблематических и символических связей — отсылают к вечным понятиям: героизму, чести, благородству, славному историческому прошлому Португалии и ее героев.
Произведения маркизы де Алорна свидетельствуют о постепенной ломке классицистической поэтической системы и возникновении направления сентиментализма. Новое понимание поэзии, «сестры страдания»: «Лира звучит прекрасней, если омыта слезами», — раскрывается в наслаждении меланхолическим одиночеством, в мечтаниях и ночных размышлениях над кладбищенскими руинами. Воображение, мечтательность, перенесение душевного состояния на окружающий мир («Кто живет как я, всегда видит цветы, черные краски зла») составляют признаки романтической поэзии.