XLV Международная филологическая научная конференция

Экспериментальное исследование речевых маркеров жанра экскурсионных меток в речи экскурсовода.

Максим Владимирович Лиханов
Докладчик
аспирант
Томский государственный университет

184
2016-03-17
12:30 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

Статья посвящена исследованию влияния маркеров в речи адресанта на глазодвигательную активность адресата. Данное исследование обусловлено интересом в изучении взаимосвязи между пресуппозициями экскурсовода экскурсии и прагматическим значением его высказывания и тем, как перемещается фокус внимания экскурсанта под влиянием этого высказывания. Для подтверждения гипотезы влияния маркеров в речи экскурсовода на окуломоторную активность экскурсанта был проведен эксперимент с использованием мобильного айтрекера.

Тезисы

Жанр экскурсии описывался в разных аспектах [Бахвалова 2010, Демидова 2009, Донец 2009], однако экспериментального изучения этого жанра еще не проводилось. Описываемое в докладе исследование позволяет выявить прагматическое значение высказывания адресанта, когда он посредством экскурсионной метки управляет визуальным вниманием адресата.
Цель исследования — выявить степень воздействия маркеров в речи экскурсовода на глазодвигательную активность экскурсантов.
Гипотеза: время от завершения фонации маркера до фиксации на объекте-цели изменяется в зависимости от вида использованного экскурсоводом маркера.
Для подтверждения гипотезы мы замерили время реакции глаз на языковой стимул с помощью мобильных очков-айтрекера. В эксперименте приняли участие 20 студентов Томского государственного университета. Экскурсии проводились в Музее редких книг ТГУ, для каждого экскурсанта индивидуально. Средняя продолжительность экскурсии — 9 мин. 28 с. В работе мы представляем данные первых 10 участников пилотного эксперимента.
Мы составили типологию речевых маркеров, разделив их на основании их имплицитной или эксплицитной императивности, на собственно-императивные и косвенно-императивные. К собственно-императивным мы относим дериваты глагола посмотреть, содержащие непосредственную просьбу. Косвенно-императивные мы разделили на группы: локусные, визуально-локативные и номинативные. В группу локусных вошли такие единицы, как здесь, посередине, рядом и т. д. К визуально-локативным относятся стимулы с имплицитной императивностью: здесь представлен и другие. В последней группе стимулов нами выделены собственно-номинативные (книги Сторогова) и номинативно-указательные (этот карандаш). При обработке результатов эксперимента мы выявили самый эффективный маркер посредством измерения времени реакции на каждое первое употребление всех маркеров, встречавшихся в экскурсии. Всего нами было проанализировано время реакции на 35 уникальных маркеров.
Время реакции на маркеры в среднем составило для:
I. собственно-императивных — 1581,5 мс;
II. косвенно-императивных:
1) локативных — 1102,4 мс;
2) визуально-локативных — 910,5 мс;
3) номинативных:
а) собственно-номинативных — 1426,8 мс;
б) номинативно-указательных — 1052,3 мс.
Пилотный эксперимент показал, что наиболее эффективными являются визуально-локативные маркеры. Мы считаем, что различия в скорости реакции между визуально-локативными и собственно-императивными маркерами связаны, в первую очередь, с различиями в семантике лексем посмотрите (собственно-императивные) и видите (визуально-локативные), а также в наличии во втором случае локативного компонента в маркере. Таким образом, мы подтвердили наличие влияния речевых маркеров на глазодвигательную активность и показали различия в скорости реакции на разные классы маркеров.