XLV Международная филологическая научная конференция

Проблемы обучения китайских студентов-филологов учебно-профессиональному диалогическому общению на русском языке

Цзинюань Го
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

215-а
2016-03-18
15:45 - 15:55

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен проблеме обучения китайских студентов-филологов диалогическому общению на русском языке  в учебно-профессиональной сфере. Анализируются причины возникновения трудностей, выявленных в ходе анкетирования китайских студентов, и предлагаются пути преодоления этих трудностей. Для оптимизации процесса обучения китайских студентов-филологов русскому языку необходимо разработать методику формирования диалогических умений в учебно-профессиональной сфере общения, что должно способствовать повышению уровня профессиональной подготовки обучаемых.

Тезисы

Несмотря на то, что значительное количество китайских студентов получают филологическое образование на русском языке, большинство из них не готовы и не способны осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с русскоязычными, особенно в учебно-профессиональной сфере. Для того чтобы успешно формировать и развивать коммуникативную компетенцию у китайских студентов-филологов, необходимо описать особенности диалогического общения в учебно-профессиональной сфере и выявить трудности, возникающие у обучаемых при овладении диалогическими умениями на русском языке. Как показывает практика, а) в связи с тем, что некоторые студенты учатся в российских вузах по желанию родителей, а не добровольно, у обучаемых отсутствует мотивация к изучению русского языка; б) китайские студенты в недостаточной степени владеют научной терминологией; в) большинство китайских студентов-филологов не всегда адекватно понимают спонтанную русскую речь; г) из-за осознания несовершенного владения русским языком китайские студенты испытывают негативное психологическое состояние в процессе общения с преподавателями. Для преодоления названных трудностей необходимы специальные русско-китайские учебные словари, а также грамматические справочники, с помощью которых можно обеспечить правильность оформления устных высказываний. В случае отсутствия мотивации у китайских студентов-филологов следует предлагать им для обсуждения проблемные вопросы, касающиеся их будущей преподавательской деятельности, и создавать обстановку реального общения на занятиях по русскому языку. Психологический барьер преодолеть нелегко, однако его можно снизить, если стимулировать речевую активность учащихся, придавать им уверенности в себе.К особенностям диалогического общения в учебно-профессиональной сфере со стороны коммуниканта-студента относятся:
1) вопросы различных типов с целью получения информации;
2) адекватные ответы на заданные вопросы;
3) уточнение информации;
4) запрос разъяснения;
5) различные способы выражения реакции в процессе общения (заинтересованность, согласие-несогласие, удивление и др.);
6) сопоставление своей и чужой позиций.
Результаты проведенного нами анкетирования китайских студентов-филологов показали, что студенты испытывают значительные трудности в общении с научными руководителями при обсуждении своих письменных работ.Для достижения конечных целей обучения китайских студентов русскому языку необходимо разработать методику формирования у диалогических умений в учебно-профессиональной сфере общения, что должно способствовать повышению уровня профессиональной подготовки обучаемых.