XLV Международная филологическая научная конференция

Бидермейер в польской детской литературе XIX в.

Ольга Валерьевна Гусева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

211
2016-03-18
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен влиянию художественного стиля бидермейер на польскую детскую литературу XIX в. Бидермейер, выдвигавший на первый план нравственно-бытовой традиционализм и религиозность, поэтизировавший уютный домашний мирок, призывавший довольствоваться своим местом в жизни, независимо от социального положения, и проявлявший интерес к деталям в изображении интерьера, природы и быта, как нельзя лучше соответствовал характеру польской детской литературы XIX в. и служил фоном многих прозаических произведений, созданных в период угасания романтизма и становления реализма.

Тезисы

В период между двумя национально-освободительными восстаниями (1830–1863) в польскую литературу проникли веяния бидермейера. Этот стиль литературы, изобразительного и декоративно-прикладного искусства пришел в Польшу из Германии и Австрии, где бидермейер получил распространение в 1815–1848 гг. Как художественный стиль бидермейер впитал элементы позднего романтизма, но без романтического бунта. В мировоззрении бидермейера на первый план выходили нравственно-бытовой традиционализм, религиозность, идеалы бюргерской жизни. В литературе бидермейера бытовая и нравственная проблематика преобладают над социальной, которую заменяет критика моральных недостатков и пороков: жадности, лицемерия, эгоизма отдельных героев — без обобщений. Для бидермейера характерно внимание к деталям в изображении интерьера, природы и быта. В живописи бидермейера широкое распространение получила семейная сцена в интерьере, где дети изображены играющими у ног родителей, в центре композиции — отец и мать, часто здесь присутствуют бабушки и дедушки, об их ноги трётся кошка. Эти особенности бидермейера, поэтизировавшего уютный домашний мирок и призывавшего довольствоваться своим местом в жизни, независимо от социального положения, во многом соответствовали задачам польской детской литературы XIX в. Бидермейеровские мотивы проявились в творчестве П. Кракововой, М. Поплавской, З. Счисловской, Т. Новосельского и целого ряда других авторов, писавших для детей. Действие бытовых рассказов и повестей для детей развивается в узком домашнем кругу, в гостиной, детской, в парке шляхетской усадьбы. Герой-ребенок появляется в привычной для него обстановке, в кругу семьи и ближайших родственников. Вместе с детьми всегда находятся мать, бонна или гувернантка. Строгий, но справедливый отец «занят делами». Он редко появляется в этом мире, тем не менее, он внимательно следит за успехами и поведением детей. День ребенка строго регламентирован — он замкнут в границах утренней и вечерней молитвы. Ребенок всегда должен быть занят «делом», содержание которого зависит от общественного положения семьи: либо учеба, либо физический труд. Для девочек работа — это всегда рукоделье. Заслуженной наградой за усердие и примерное поведение становятся игра, прогулка или занимательная история, рассказанная вечером у камина. Интерес бидермейера к респектабельному быту, к дому и семье, к нравственным проблемам, ко всему малому и слабому как нельзя лучше отвечал задачам детской литературы. Тем не менее, нельзя утверждать, что польская детская литература XIX в. была выдержана в стиле бидермейер. Идиллические жанровые сцены были всё же нехарактерны для детских произведений — они служили лишь фоном, не имеющим значительной смысловой нагрузки. Основное внимание авторов сосредоточено на морали.