XLV Международная филологическая научная конференция

«Изобретая» Россию. Методологические аспекты анализа мультимодального текста (на примере обложек словацкого еженедельника «.týždeň»)

Нина Цингерова
Докладчик
старший преподаватель
Университет Коменского в Братиславе

184
2016-03-15
14:30 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Дискурс-аналитик в ходе изучения объектов своего исследования (фрагментов дискурса) все чаще сталкивается с текстами, построенными путем использования разных семиотических ресурсов (модусов). В теоретической литературе данный тип текстов получил название «мультимодальные тексты». Темой нашего доклада являются методологические аспекты анализа мультимодального текста, в нашем случае — журнальной обложки словацкого консервативного еженедельника «týždeň». В центре внимания находится моделирование образа России.

Тезисы

 В современной обществоведческой мысли существует согласие по поводу того, что коммуникация играет активную роль в процессе создания, стабилизации и трансформации социальной реальности. Среди подходов, основывающихся на данном постулате, в настоящее время на практике наиболее широко используется дискурс-анализ, объединяющий «под своей крышей» широкий спектр разнообразных методологических рассуждений и эмпирических исследований, находящихся на пересечении разных дисциплин. И хотя в вопросе, касающемся того, формирует ли дискурс всю область Социального или же он является лишь одним из аспектов Социального, а именно языковым, мнения теоретиков дискурса расходятся (особенно ярко данные расхождения можно наблюдать между Эссекской школой дискурса и школой Критического дискурс-анализа), в области эмпирических исследований в центре внимания находится прежде всего институционализированная вербальная деятельность, тексты в  «классическом» понимании. Однако, аналитик в ходе изучения объекта своего исследования все чаще сталкивается с текстами, построенными путем использования разных семиотических ресурсов (модусов), которые используются для производства значений. В теоретической литературе данный тип текстов получил название «мультимодальные тексты». Инструменты, предназначенные для анализа текстов, слова, таким образом, по крайней мере ввиду большого наличия напр. разных визуальных элементов в масс-медиальной коммуникации, зачастую оказываются недостаточными. Именно методологические аспекты анализа мультимодального текста, в нашем случае — журнальной обложки, и являются темой предлагаемого доклада.
Теоретическую основу наших рассуждений составляют тексты Роланда Барта, Тео ван Леувена, Чарлза Форсевилла, но прежде всего Гюнтера Кресса. Последний из упомянутых в своей социально-семиотической теории мультимодальности делает упор на «производстве» (а не использовании) знаков. С тем связано и акцентирование категории мотивированного знака («расширение» знака подробно разработано в работах Роланда Барта). Согласно Крессу «производители знаков пытаясь репрезентировать социальный мир постоянно переделывают концепты и «знание» заново придавая форму культурным ресурсам» [Kress, 2010: 62].

Возможности анализа мультимодального текста в докладе представляются на способах моделирования России на обложках словацкого консервативного еженедельника «.týždeň». В ходе анализа мы поставили перед собой следующие вопросы: что за значение было «произведено»; как было «произведено» данное значение; в каком контексте оно возникло; какие ресурсы были использованы; какой статус и потенциал имеются у использованных ресурсов (выделение происходит посредством коммутационного теста); в каком отношении друг к другу находятся ресурсы.