XLV Международная филологическая научная конференция

Женщина в текстах Дж. Джойса и Г. Миллера: игра и миф

Андрей Алексеевич Аствацатуров
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2016-03-17
15:30 - 15:45

Ключевые слова, аннотация

В докладе проводится сопоставительный анализ конструирования образа женщины, которое осуществляют два крупнейших писателя ХХ в.: Дж. Джойс в своем романе «Улисс» и Генри Миллер в своей «Парижской трилогии». Джойс синтезирует в своем романе все существующие мифы и представления о женщине. Его Молли Блум, являясь воплощением всех женских образов, созданных европейской культурой, и всех ее мифов, тем не менее остается образом игровым, полупародийным. Миллер, создавая образы женщин, отталкиваясь от Джойса, стремится не к чистой игре, а к постижению сущности женского начала.

Тезисы

1. Основанием для сопоставления в докладе двух крупнейших писателей ХХ в.: ирландца Джеймса Джойса и американца Генри Миллера, — становится активная разработка этими авторами различных мифов и представлений о женском начале, которые сложились в европейской культуре к началу ХХ в. Нас, в первую очередь интересуют следующие тексты: роман Джойса «Улисс» и два романа Генри Миллера: «Тропик Рака» и «Тропик Козерога», — вошедшие в его «Парижскую трилогию».
2. При сопоставлении следует учитывать различие эстетических установок обоих авторов. Джойс, принадлежащий к первому поколению модернистов, выступает как автор, ставящий своей целью создание совершенного текста, в то время как Миллер скорее занят самосовершенствованием, и эстетический опыт для него — некий этап собственного внутреннего развития.
3. Различие в представлениях о целях эстетического определяет и отношение обоих авторов к задаче репрезентации женщины. Джойс занят прежде всего увлекательной литературной игрой, в которой он сталкивает разные тексты, разные представления, разные мифы, прочитывает их посредством друг друга, иронически дистанцируется от них. Миллер, не отказываясь от пародийности, вместе с тем занят поиском сущности и старается выяснить назначение женского начала в нечеловеческом замысле мироздания.
4. Джойс выводит женское начало в образе Молли Блум (глава «Пенелопа»), представляя ее синтезирующей все женские образы и мифы, накопленные европейской культурой. Женское начало в «Улиссе» протеично, безгранично, безмерно в своем вожделении. Оно синонимично бессознательному в человеке и той хтонической силе, которая приводит мир в движение. На уровне поэтики Джойс реализует свои представления, создавая внешне не структурированный текст-магму, текст-поток.
5. Миллер создает ряд похожих друг на друга женских образов, которые является репликами в отношении Молли Блум. Для него женское начало — сила, рождающая Вселенную и бессознательное в человеке. Женское начало динамично, безмерно, беспредельно: оно не поддается рациональному познанию, и соединение с ним превращает человека в художника.