XLV Международная филологическая научная конференция

Сирийский апокриф «Исход Марии»и «Успение» псевдо-Иоанна

Елена Никитична Мещерская
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

кафедра библеистики
2016-03-18
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе будет дан сопоставительный анализ сирийского апокрифического сочинения «Исход Марии» и одного из его источников «Успения» псевдо-Иоанна. Это позволит решить проблему взаимоотношения этих двух текстов, определить круг идей, которыми руководствовался автор «Исхода Марии», явно сознательно использовавший ряд сочинений, связанных с именем апостола Иоанна.

Тезисы

«Исход Марии» — сирийский апокрифический текст, который сложился в кругу сторонников патриарха Нестория. Он был написан с апологетической целью и  объяснял отношение несториан к Богоматери и ее культу. Мы датируем его возникновение  первой половиной V в. При его создании автором было использовано  большое количество уже существующих в христианской литературе апокрифических  текстов, излагающих историю жизни и смерти Девы Марии, а также сочинений, богословски трактующих весь комплекс идей, связанных с почитанием Богородицы.
В докладе будет рассмотрен один из предполагаемых источников «Исхода Марии» — «Успение» псевдо-Иоанна. «Успение» — одно из самых известных произведений раннехристианской литературы, в котором описывается кончина Богоматери и сопровождающие этот акт события. Текст «Успения» сохранился в нескольких версиях и известен на многих языках христианского Востока. Однако время и обстоятельства его создания пока не установлены.
В докладе будет проанализирован отрывок «Исхода Марии», который, по нашему предположению, связан с «Успением» псевдо-Иоанна. Он будет сопоставлен с имеющимися версиями «Успения». Текстологическое сравнение даст возможность установить тот вариант текста «Успения», который был использован автором «Исхода Марии», позволит установить внесенные им  изменения и дополнения в существовавшие версии «Успения». Это решение проблемы взаимоотношения этих двух источников поможет  определить круг идей, которыми руководствовался автор «Исхода Марии», явно сознательно включивший в свою компиляцию ряд сочинений, связанных с именем апостола Иоанна.