XVIII Международная конференция студентов-филологов

Слово и изображение: перспективы взаимодействия филологии и визуальных исследований

Наталия Николаевна Мазур
Докладчик
профессор
Европейский университет в Санкт-Петербурге

25
2015-04-06
12:20 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

В нашем докладе мы попробуем выделить основные области взаимодействия между изучением литературных текстов и визуальных искусств и кратко охарактеризовать соответствующие исследовательские стратегии: 1) «поиск ключа», 2) «обмен инструментами», 3) «реконструкция картины мира».

Тезисы

В нашем докладе мы попробуем выделить основные области взаимодействия между изучением литературных текстов и визуальных искусств и кратко охарактеризовать соответствующие исследовательские стратегии. Первую стратегию мы назовем поиском «ключа» к тексту в другом роде искусства. Один из первых образцовых примеров: статья филолога Лео Шпитцера об «Оде к греческой вазе» Китса (1955), где показано, что поэтический текст представляет собой экфрасис античной погребальной урны. Точный аналог этой традиции в искусствоведении — поиск литературного источника, проясняющего смысл произведения изобразительных искусств: так, в текстах флорентийских проповедников XV века искусствовед Майкл Баксандалл нашел объяснение иконографии Благовещения (1972). Вторая стратегия — это «обмен инструментами»: близость изобразительных «формул пафоса» Аби Варбурга и литературных «топосов» Эрнста Р. Курциуса осознавалась уже самими первооткрывателями; с тех пор список общих «инструментов» ощутимо пополнился. И, наконец, третья стратегия — реконструкция «картины мира» отдельного автора/художника или целой эпохи на основании значимых точек пересечения/расхождения между словесным и изобразительным текстом. Образцовый пример такой стратегии в филологии: книга Жана Хагструма «Искусства — сестры. Традиция литературного пикториализма и английская поэзия от Драйдена до Грея» (1958), где рассматривается история соперничества литературы с изобразительными искусствами в воспроизведении зримой реальности. Аналогичными примерами в истории искусства могут послужить работы о риторической структуре итальянской религиозной живописи («Икона и нарратив» Сикстена Рингбома 1965 г.) или французской исторической живописи XVIII века («Слово и изображение» Нормана Брайсона 1981 г.).