XVIII Международная конференция студентов-филологов

Почему лингвисты радуются, когда вы допускаете грамматические ошибки?

Екатерина Вячеславовна Никулина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

171
2015-04-10
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

Грамматические ошибки в речи — способ исследования ментальной грамматики. Нами проведен эксперимент на чтение предложений с ошибками согласования по числу. При восприятии речи, как и при порождении, наименее заметны ошибки, где зависимое слово совпадает по форме и числу с подлежащим. Но, в отличие от результатов экспериментов на порождение, ошибки в предложениях, где зависимое слово совпадает с подлежащим только по форме, заметнее ошибок, где зависимое слово совпадает с подлежащим только по числу. Это позволяет говорить о разнице в обработке операции согласования при порождении и восприятии.

Тезисы

Изучение различных грамматических ошибок, которые люди допускают в естественной речи и в экспериментальных условиях, а также того, как люди реагируют на них при чтении, – один из основных способов узнать что-то о ментальной грамматике: о том, как грамматическая система родного языка представлена у нас в голове и как мы пользуемся ею при порождении и восприятии предложений. Согласование – одна из важнейших грамматических операций, поэтому многих ученых интересует, как оно осуществляется при порождении и восприятии речи. В целом ряде работ, посвященных этой теме, изучались ошибки согласования с интерференцией, где сказуемое согласуется не с главным словом группы подлежащего, а с зависимым (например, Билет на концерты потерялись). В частности, было обнаружено, что такие ошибки появляются чаще других при порождении речи и менее заметны при восприятии. Русский язык с его морфологическим богатством открывает новые горизонты в исследовании этой проблемы. Ранее было показано, что для тех языков, где есть падежные различия, в ошибках согласования, помимо прочих факторов, важную роль играет формальное сходство вызывающего интерференцию слова с подлежащим. В нашем исследовании мы изучили это явление при восприятии речи на материале русского языка. Результаты исследования дополнили полученные ранее данные экспериментов на порождение речи на русском и ряде других языков. Нами был проведен эксперимент на чтение предложений с ошибками согласования по числу. Было обнаружено, что при восприятии речи наименее заметны ошибки, где зависимое слово стоит во множественном числе и совпадает по форме с подлежащим (прим.: Тропинка через луга были протоптаны во время деревенской ярмарки.). Соответственно, в этих условиях интерференция максимальна, как и при порождении. При этом ошибки в предложениях, где зависимое слово совпадает с подлежащим только по форме (прим.: Пристань для яхты были мокрыми из-за высоких штормовых волн.) , заметнее ошибок, где зависимое слово стоит во множественном числе (прим.:Пристань для яхт были мокрыми из-за высоких штормовых волн)В эксперименте на порождение на материале русского языка был получен противоположный результат. Это позволяет говорить о разнице в механизмах обработки речи при порождении и восприятии.