XVIII Международная конференция студентов-филологов

«Брат» Балабанова. Из авторского фильма — в фольклорную формулу

Александра Юрьевна Скочиленко
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

4-у
2015-04-07
15:30 - 15:50

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен вопросу перехода героя авторского кинофильма Алексея Балабанова «Брат» в сферу постфольклора медийного пространства. При ближайшем рассмотрении в произведении не находится отчетливых элементов героического эпоса вопреки кинокритике, часто определяющей фильм подобным образом. Однако сами свойства почти тождественной связки актер — герой позволяют Бодрову-младшему вынести за пределы фильма героический статус, выпавший из более глубокой и неоднозначной композиции фильма. Этому отделению способствует медиа-контекст конца девяностых, взывающий к появлению культурного героя.

Тезисы

Традиция изучения кинематографа через призму постфольклора сама по себе не нова. В России она, например, представлена работой Колотаева (Колотаев В. А. Метаидентичность: киноискусство и телевидение в системе построения способов жизни. Вильнюс, 2010), а о западноевропейской традиции можно узнать из статьи Ковена (Koven M. J. Folklore studies and popular film and television: A necessary critical survey //Journal of American Folklore. 2003. Т. 116. №. 460. С. 176-195). Особенно очевидными параллели с фольклорным текстом становятся при пристальном взгляде на продукцию массового кино, где из фильма в фильм кочуют известные формулы и сюжеты. Однако в условиях изучения авторского кино эта методология неизбежно сталкивает исследователя с противоречием. Наличие творческого высказывания новаторского характера идейно противоположно природе искусства канонического, по крайней мере, в том виде, каким его определяет Лотман (Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002. C.314-321). Между тем нередки случаи возникновения авторского кино, которое так или иначе соприкасается со сферой фольклорного. Показательным примером этой ситуации является фильм «Брат» Балабанова, растащенный на рингтоны для мобильных телефонов, граффити, демотиваторы и цитаты. К тому же кинокритики открыто говорят о мифологическом и народном звучании этого произведения и его героя.
Однако очевидно, что авторский фильм порождает не время – его порождает автор. Последний скорее обладает сверхчувствительностью и предсказательной силой по отношению к среде. Среда конца девяностых была готова разродиться мифом и нуждалась в культурном герое (что подтверждают многочисленные дискуссии, посвященные этой теме, а позже возникновение целого проекта, конструирующего героическое (телепередача 2001 г. «Последний герой»)). Этим героем стал вышедший за рамки балабановского текста Бодров-младший, намертво сцепленный со своим кинодвойником Данилой Багровым. В этом смысле кинотекст «Брата» — это скорее описание и предсказание общей ситуации: ощущения безыдейности, ожидания, сиротства и потерянности среди огромного хаотичного мира, состоящего из людей, которые не привыкли жить без моральных ориентиров, однако пока никак не могут их изобрести. Балабанов рефлексирует над этой ситуацией, однако не пытается эти ориентиры дать. Миф о «Брате» запускает не текст кинофильма, но «текст» отсоединения героя от нарратива, находящийся за пределами кино, принадлежащий более широкому медиаконтексту. Данила – это только часть истории «Брата», выдернутая из повествования, и обращенная в формулу, которой с тех пор будет суждено обслуживать не только ожидания народа от «народного героя», но и государственную идеологию.