XVIII Международная конференция студентов-филологов

«Зеленая поросль Америки» Ч. Райха как знаковый текст американской контркультуры

Ксения Михайловна Семенихина
Докладчик
студент 3 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

215-а
2015-04-06
17:50 - 18:10

Ключевые слова, аннотация

Социолог, профессор Йельского университета Чарльз Райх в книге «Зеленая поросль Америки» описывает три типа сознания, характерные для американского общества. Особое предпочтение он отдает третьему типу сознания, присущему зародившейся контркультуре, бунтарской молодежи 1960-х. В докладе описываются художественные особенности текста, объясняется, почему на фоне прочих социологических трактатов именно эта книга снискала популярность, и анализируется, насколько правдоподобна и осуществима предложенная Райхом программа по спасению Америки от тирании корпоративного государства и машинной техники.

Тезисы

Опубликованная в 1970 году работа профессора Йельского университета Чарльза Райха «Зеленая поросль Америки» может считаться знаковым текстом американской контркультуры. В 1940-1960-е годы в США наблюдается подъем интереса к социологии, причина тому – формирование общества потребления, растущая потребность в исследовании этого феномена. В сравнении с известными работами американских социологов этого периода («Одиночество в толпе» Д. Ризмена, «Эрос и цивилизация», «Одномерный человек» Г. Маркузе), предназначенных главным образом для специалистов, «Зеленая поросль Америки», ставшая бестселлером в год своей публикации, – классический пример научно-популярной литературы. Она предназначена не только академическим кругам, но и широкому читателю, в первую очередь многочисленному среднему классу. Текст сочетает разные типы дискурса: научный, публицистический, пропагандистский, художественный. Для иллюстрации тезисов Райх прибегает к примерам из реальной жизни, обращается к художественной литературе (например, кризис в мировоззрении современного ему общества выражается в романах Джеймса Джонса, Филипа Рота, фильмах Рауля Уолша).
В основе концепции книги – выделенные Райхом три основных типа сознания, бытующих в современной Америке: уходящее в прошлое индивидуалистическое сознание первых колонистов и пионеров, современное сознание «офисных тружеников» – «колесиков и винтиков» в машине государства-корпорации и новый, нарождающийся тип сознания, характерный для молодежной контркультуры. Носители этого сознания, за которым, по Райху, стоит будущее – бунтарская молодежь 1960-х, не принимавшая ценностей общества потребления, в частности студенты его семинаров, которые были участниками «университетской революции». Книга Райха, подводящая своеобразный итог «бурных шестидесятых» – не только акт рефлексии, но и феномен социальной практики. Райх стремится сподвигнуть своего читателя к действию, предлагает конкретный план отказа от современного общества с диктатом корпоративного государства и машинной техники и созидания общества альтернативного, основанного на противоположных ценностях. В этом плане по спасению человечества и его культуры присутствуют черты утопии; критика же корпоративного государства отчетливо воспроизводит топику антиутопии / дистопии. «Интеллектуальный бестселлер» Райха получил не только положительные отзывы и рецензии: книгу критиковали в прессе за наивность и отрыв от действительности, особенно по истечении некоторых лет, когда наступила пора подводить итоги и определить значение культурной революции (CBC News, The New Criterion). Сам автор «Зеленой поросли Америки» в автобиографии «Волшебник из Болинас Риф»(1976) дает оценку собственному «типу сознания» и признается, что работа над книгой преследовала и терапевтические цели.