XVIII Международная конференция студентов-филологов

Прецедентные тексты в произведениях Ф. Кривина

Мария Станиславовна Сорока
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2015-04-08
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен актуальной проблеме изучения прецедентных феноменов. Рассматривается явление прецедентности в творчестве Ф. Кривина на материале цикла «Из записок Кощея Бессмертного». Исследуется то, каким образом писатель строит свое произведение на основе прецедентных текстов (ПТ), какие приемы использования ПТ направлены на решение художественной задачи и с помощью каких типов ПТ происходит ее реализация.

Тезисы

Термин «прецедентные феномены» (ПФ) был введен в современную лингвистику Ю. Н. Карауловым в середине 1980-х гг. ПФ являются общим фондом знаний, то есть частью когнитивного пространства множества коммуникантов. Явление прецедентности изучалось в разных аспектах, в том числе с точки зрения использования ПФ в художественных произведениях конкретных писателей.  
Цель нашего исследования – изучение функционирования ПФ в произведениях Ф. Кривина. В докладе на материале цикла «Из записок Кощея Бессмертного» мы рассмотрим приемы использования прецедентных текстов (ПТ), направленные на решение художественной задачи.
Прецедентной основой «Записок Кощея Бессмертного» являются сказки Ш. Перро, братьев Гримм, П. Ершова и А. С.Пушкина. Кроме этого, сферой-источником ПФ становится русский фольклор – докучные сказки, потешки, присказки. Используются и фразеологические единицы. Особенность прецедентного мира Ф. Кривина заключается в том, что автор использует тексты, значимые для русской нации, узнаваемые независимо от возрастных и гендерных признаков читателя.
Основной прием Ф.Кривина — прием разрушения прецедентного текста. В данном произведении этот прием является основополагающим в художественном отношении: «Записки Кощея Бессмертного» — одно из самых пессимистичных произведений, разрушающее все иллюзии. Разрушение иллюзий осуществляется языковыми средствами – путем разрушения всех типов ПФ.  
1. Разрушение литературных ПФ. Прежде всего разрушаются сами сюжеты сказок: добрые и светлые сказки со счастливыми концами превращаются в приземленные бытовые истории, из которых пытаются вырваться герои с прецедентными именами (Золушка, Баба-Яга, царевна-лягушка и др.). Канонический устойчивый оборот всех счастливых развязок «жить-поживать да добра наживать» получает прямо противоположное значение – это тупик, конец не только сказки, но и жизни.  
2. Разрушение фразеологизмов. Основной прием – использование компонентов фразеологизма в прямом значении: фразеологизм «белая ворона» в контексте трансформируется в птицу белого цвета. То же самое происходит с фразеологизмом «ловить ворон». Компонент фразеологизма «раз, два и обчелся» разрушается за счет продолжения: «не хватает кого-нибудь третьего»; «шут гороховый» превращается в реального шута царя Гороха.
3. Структурообразующим элементом оказывается докучная сказка про белого бычка. Она повторяется рефреном в начале, в середине и в конце. Многократное повторение этого ПТ создает картину бессмысленного хождения по замкнутому кругу. Эта картина поддерживается и трансформацией выражения «протоптать тропинку»: герой ходит по тропинке по кругу (отсылка к Пушкину – хождение ученого кота), сознательно не желая из этого круга вырваться.