XVIII Международная конференция студентов-филологов

Особенности морфологической структуры вымышленных языков в произведении «The Lord of the Rings»

Светлана Валерьевна Шумилина
Докладчик
студент 5 курса
Кемеровский государственный университет

184
2015-04-06
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассмотрены вымышленные языки Квенья и Черное наречие из трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «The Lord of The Rings». Проведено сопоставление морфологической структуры языков. Квенья, язык протагонистов в произведении, и язык антагонистов Черное наречие являются языками противопоставляемых типов — флективного и агглютинативного соответственно. Сделан вывод, что развитая система парадигм Квенья является признаком высокого уровня развития народа эльфов, в то время как агглютинативный тип становится способом выражения более агрессивного и примитивного сознания народа.

Тезисы

По определению М. Ю. Сидоровой, искусственные языки – специальные языки, отличающиеся от естественных прежде всего тем, что, в большинстве своем, имеют конкретного создателя, который конструирует их целенаправленно. Один из типов искусственных языков – вымышленные языки (ВЯ), создаваемые авторами литературных и кинематографических произведений. Одним из первых произведений, в котором широко представлены вымышленные языки, является трилогия Дж. Р. Р. Толкиена «The Lord of The Rings» - фантастическая сага о мире, называемом Средиземьем. ВЯ в произведении делятся на группу эльфийских (наиболее известные из них– Квенья и Синдарин), языки людей, язык гномов и язык орков – черное наречие. В данной работе сравниваются морфологические структуры ВЯ. Квенья является языком флективного типа, т.е. словоизменительное и словообразовательное значение в нем выражаются преимущественно флексиями. В Квенья система склонений и спряжений достаточно сложна: парадигма склонения существительных насчитывает четыре числа (единственное, множественное, дробное и двойственное) и десять падежей (именительный, винительный, дательный, родительный, притяжательный, местный, приблизительный, отделительный, инструментальный и «загадочный»). Прилагательные, причастия и местоимения также склоняются. В парадигме спряжения глагола имеется четыре временные формы: прошедшее, совершенное, настоящее и будущее время. Наряду с изъявительным наклонением в языке присутствует повелительное. Наличие таких объемных парадигм создает впечатление о протагонистах-эльфах как о высокоразвитом народе. Орки у Толкиена – существа, несущие лишь разрушение. Черное наречие - агглютинативный язык, т.е. словообразование и словоизменение в нем осуществляется путем присоединения к корню или основе слова аффиксов, имеющих грамматические или деривационные значения. К примеру, в слове durbatulûk (to rule them all - чтобы править ими всеми) разделение морфем можно произвести так: durb-at-ul-ûk (rule-to-them-all - править-чтобы-ими-всеми). Агглютинативные языки В. Гумбольдт противопоставлял флективным. Возможно, Толкиен осознанно выбрал именно этот тип для создания образа враждебного народа. Чужеродность ВЯ для читателя достигается, с одной стороны, за счет использования непривычной для носителей английского языка агглютинативной системы Черного наречия, и с другой, более сложной, чем в английском, парадигмой Квенья. В структурах разных языков выражается ментальность двух народов: носители языка с развитой системой парадигм обладают высокоразвитой культурой, носители агглютинативного языка – цивилизация воинов, не имеющих культурного наследия и способных лишь выполнять приказы.