XVIII Международная конференция студентов-филологов

Глаголы движения как реализация мифологемы пути в «Сказании отца нашего Агапия», памятнике литературы Древней Руси XII – XIII вв.

Анна Сергеевна Шуплецова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

195
2015-04-09
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

Исследуется сюжетообразующая функция глаголов движения в апокрифическом тексте XII–XIII вв. «Сказание отца нашего Агапия». Рассматривается лексико-семантическая группа глаголов движения, включающая 32 единицы. С их помощью передаётся идея произведения: через реальное движение раскрывается идея духовного постижения божественного знания. Глаголы движения исследуются с точки зрения семантической структуры и морфологического строения. 

Тезисы

Исследуется текст апокрифического памятника «Сказание отца нашего Агапия», входящий в состав Успенского сборника XII –XIII вв. Основное теософское содержание памятника раскрывается через мифологему пути: описание реального движения отца Агапия есть одновременно его духовное движение к постижению божественных заповедей. Описание реального пути реализуется через употребление большого числа глаголов движения. Их анализ с точки зрения семантики, морфемной структуры и употребления в тексте позволил выделить следующие особенности данной группы глаголов: 1. В лексико-семантическую группу глаголов движения входит 32 глагола, которые представлены 135-ю словоупотреблениями. 2. Архисемой данной глагольной группы является значение последовательного изменения местоположения предмета на протяжении некоторого отрезка времени. 3. Общее для всех глаголов группы значение уточняется в различных аспектах: самостоятельность/несамостоятельность движения, направление, среда, в которой происходит движение, транспорт, способ перемещения. 4. В наиболее общем виде идея движения-перемещения выражается в глаголах ити, нести. Глагол ити – самый частотный глагол этой группы в памятнике. 5. По критерию самостоятельности/несамостоятельности движения выделяются 3 подгруппы глаголов со следующими значениями: самостоятельное движение субъекта, одновременное перемещение субъекта и объекта и перемещение объекта. 6. Глаголы употребляются с различными приставками, которые обозначают направление движения по горизонтали (Wтити,), вертикали (съниде), внутрь (въниди), наружу (излѣзоу), фазу движения (поити, прити), отношение к пределу (доидеши). 7. В аспекте среды перемещения глаголы более однородны. Большая часть глаголов обозначает движение по суше (ити, ведоу, излѣзоу, исходить), перемещение орла по воздуху также описывается глаголом ити (Wтиде Wт нѤго орьлъ). Для обозначения передвижения корабля по морю используется глагол плавати (оузьрѣ корабль плавающь). 8. В основном перемещение осуществляется по суше без транспортных средств. Как уже упоминалось, перемещение корабля называется глаголом плавати. Кроме того, в контексте, когда транспортным средством является корабль, используется глагол прѣвезти (вълѣзи къ намъ въ корабль и прѣвеземъ тѦ амо же хощеши, азъ Ѥсмь дѣтищь малыи иже тѦ чрѣсъ море прѣвезохъ). Итак, для текста «Сказания» характерны большая частотность употребления глаголов движения и их семантическое разнообразие. Эта группа является одной из самых употребительных в языке и речи, при этом в данном памятнике глаголы движения служат раскрытию мифологемы пути. Памятник дает возможность увидеть существенную роль словообразовательных элементов, прежде всего приставок, в создании семантического богатства этой лексической группы.