XVIII Международная конференция студентов-филологов

Невозможность коммуникации в пьесе Эжена Ионеско «Лысая певица»

Дарья Валерьевна Зайцева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

191
2015-04-08
19:00 - 19:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе речь идёт о такой особенности пьесы Эжена Ионеско «Лысая певица», как невозможная коммуникация между персонажами. Данная черта является частью важного понятия для абсурдизма — деконструкции, так как само понятие языка, как и его основная функция (коммуникативная), разрушаются. Персонажи не могут прийти к взаимопониманию, потому что не понимают сами себя: их слова и жесты противоречивы. Это и делает невозможность коммуникации одновременно комической и трагической.

Тезисы

Коммуникация осуществляется как вербально, так и с помощью жестов. В мире абсурда человек, кажется, перестает отличаться от других живых организмов, теряя способность к коммуникации. Невозможность общения является важнейшей темой театра Ионеско. Она проходит через его творчество, определяя другие подтемы и мотивы. В пьесах Ионеско слово как таковое не имеет функции коммуникации. Язык трансформируется настолько, что разрушает сам себя, и из-за этого персонажи не могут прийти к общению. Он становится «восхитительным источником комического, […] который использует все возможности неожиданного и абсурдного». В «Лысой певице» проблема коммуникации между персонажами особенно подчеркнута. Как слова, так и жесты не только не способствуют коммуникации, но даже делают ее невозможной. Один и тот же персонаж противоречит самому себе: озвучивает одну идею и тут же говорит противоположное. Герои Ионеско – типичные представители мира абсурда, где логические связи разорваны и человек опустошен настолько, что не понимает самого себя. Он одинок и отчужден, бежит от себя и от других. Так, «Лысая певица» ставит под вопрос возможность передачи смысла через языковые формы и структуры. Речь идет о мнимом общении, состоящем из пустых формул, что и подчеркивает отчуждение человека в обществе, парализованном экзистенциальными и, в частности, коммуникативными клише. Смысл произнесенного слова не понятен ни тому, кто говорит, ни тому, кому оно адресовано. Непонимание героев одновременно комично и трагично; их речь возвышенна, но одновременна низка; лирична и в тоже время патетична – данные оппозиции подчеркивают, что взаимопонимание персонажей невозможно, а коммуникация является сложным процессом, жизненно необходимым человеку.