XVIII Международная конференция студентов-филологов

Автомобиль и новое пространство США: Джон Стейнбек и Стивен Шор «в поисках Америки»

Элина Гаязовна Каримова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

215-а
2015-04-06
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается взаимосвязь географического ландшафта послевоенной Америки с культурными и экономическими явлениями, характерными для данной эпохи. Источниками служат литературный и фото- «тревелоги» Джона Стейнбека (1960) и Стивена Шора (1970-е гг.). Автомобиль как воплощение автономности и мобильности становится в XX в. ключевым средством взаимодействия с окружающей средой, что отражается в новом облике пространства. Автомобильная революция тесно связана с явлением консьюмеризма, которое сыграло роль в исчезновении локальных различий и коммодификации пространства Америки. 

Тезисы

Французский философ, неомарксист Анри Лефевр (1901-1991) одним из первых стал изучать пространство в рамках гуманитарных исследований и предложил теорию, в котором пространство выступает как продукт социальных отношений, воспроизводимый в процессе экономического и культурного функционирования общества. Согласно Лефевру, социальное бытие, включая идеологию, политические структуры, распределение капитала и морально-этические ценности, объективируется в пространственных формах. Переход к каждой новой модели организации общества неизменно находит отражение в ландшафте. Взгляд на историю США подтверждает, что крупные социально-экономические перемены всегда сопровождались изменением практик организации пространства.
Так, вслед за автомобильной революцией Генри Форда в 1913 г. и открытием Главной Улицы Америки — Шоссе 66 — строительство сети межштатных автомагистралей значительно повысило мобильность среднестатистического американца. Развитие внутреннего туризма сопровождалось активно растущим спросом на соответствующие услуги: обилие трейлер-парков, кемпингов, мотелей, закусочных и заправочных станций навсегда изменят ландшафт Америки. Придорожное пространство наводняется знаками, что свидетельствует о его все увеличивающейся коммодификации в условиях жесткой конкуренции. Со временем мелкий семейный бизнес уступает место франчайзингу, и с приходом эры брендов начинается тенденция к формализации и унификации пространства. В 1956 на рынке был представлен передвижной дом, который впоследствии станет одним из культовых явлений США. Именно на таком «доме на колесах», иронически названном Росинант, Джон Стейнбек в 1960 г. отправляется в путешествие «в поисках Америки». В путевых заметках эмпирический опыт осмысливается автором, и на первый план выходят вопросы последствий урбанизации, стирания региональных различий, извечного противоречия идеи дома, корней и идеала личной свободы, а также «конвейеризации человеческих душ». Фотографии Стивена Шора, сделанные во время аналогичного автомобильного путешествия по стране, запечатлели ландшафт Америки десятилетием позже. Они фиксируют еще более гомогенное, обезличенное пространство, ориентированное на автомобиль, а не на человека. Таким образом, знаковый для XX столетия феномен авто-мобильности явился частью сложного процесса формирования общества потребления, что, в свою очередь, проявилось не только в социальном конформизме, но и в институционализации, возрастающей анонимности и стандартизации пространства.