XVIII Международная конференция студентов-филологов

Трансформация типа «маленького человека» в рассказе В. С. Маканина «Человек свиты»

Мария Павловна Охримчук
Докладчик
студент 3 курса
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина

188
2015-04-09
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Темой нашего исследования является тип «маленького человека», принадлежащий, как кажется, эпохе прошлого. Однако неверно утверждать, что с развитием общества, с изменением уклада жизни, с появлением нового поколения подобное явление исчезло. В докладе мы обратимся к произведению советского и российского писателя В. С. Маканина «Человек свиты» и проследим, трансформируется или же, наоборот, остается статичным упомянутый тип в литературе XX века. 

Тезисы

Типичным героем В. С. Маканина является человек из среднего слоя общества, поведение и круг общения которого полностью соответствуют его положению в среде. Однако автору присуще «зрение, внимательное одновременно и к человеческой социальности, и к духовному зерну». Осмысление экзистенциальных сторон бытия, всего того, что происходит с человеком, — глубокое, масштабное, с общечеловеческой позиции – составляет нерв прозы писателя. Маканин отличается аналитическим вниманием к «маленькому», «усреднённому» человеку, выявлению его жизненных ориентиров, поисками нравственных координат жизни. Рассказ «Человек свиты» (1982) вошёл в сборник «Река с быстрым течением». Идея произведения состоит в том, что автор хотел показать воскресение личности, «человека свиты». Ирония автора пронизывает всё произведение. К примеру, уже в названии звучит слово «свита». Знатной особой у Маканина выступает секретарь директора. Рядом с определением «свита» стоит слово «человек». Противопоставление свободной личности и обезличенного слуги делает конфликт произведения общественно-значимым. Подводя итоги, проследим, как традиционный тип «маленького человека» отражается в новом герое. Как и ранее, образ мельчает, однако если в литературе XIX века это заметно лишь на психологическом и моральном уровнях, то у Маканина такое измельчение происходит и на социальном. Однако Митя Родионцев отличается от своих прототипов тем, что он сумел освободиться от навязанной ему социальной роли. Он ощутил себя человеком, «свободным от свиты». Зрение писателя, внимательное одновременно и к человеческой социальности, и к духовной жизни, создаёт «гуманное место» в рассказе. Таким образом, можно подвести итог исследованию. Раньше «маленький человек» полностью погружался в свою душу, боялся сказать слово. Герои прошлой эпохи никогда не резонёрствуют, смиренно склоняются перед судьбой, принимают жизнь такой, какая она есть, несмотря на её трагичность. У Маканина такой герой приходит к моральному удовлетворению. Свобода кружит ему голову, и он снимает «оковы свиты» и чувствует себя по-настоящему счастливым. В рассказе литератора XX века не несправедливость общества делает героя «маленьким», а недостаток самоуважения, приспособленчество и мелочность страстей.