XVIII Международная конференция студентов-филологов

Либретто балетного спектакля как жанр: язык и структура

Анастасия Евгеньевна Тютюкова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

195
2015-04-07
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассмотрены некоторые проблемы, связанные с описанием либретто балетного спектакля как жанра. Уделяется внимание его композиционному и синтаксическому строению, языковым особенностям, структуре. В качестве материала выступают два текста либретто русского балетного спектакля «Лебединое озеро».

Тезисы

Либретто балетного спектакля — это краткое, схематичное изложение сюжета балета, которое, как правило, помещается в театральную программу. В балетном спектакле либретто является единственным каналом вербальной коммуникации постановщика со зрителем. Этим обусловливается особое место жанра либретто балета среди подобных — для опер, оперетт, мюзиклов и др.
Цель либретто — сжатое изложение фабулы литературного произведения, которое лежит в основе театральной постановки. В самом общем виде либретто как текст представляет собой повествование с элементами описания.
Текст либретто балетного спектакля отличается содержательной лаконичностью, компрессивностью, выраженной большим количеством предложений с парцелляцией, множеством номинативных и неполных предложений, эллиптических конструкций («Весеннее утро», «Озеро лебедей» и др.). Язык либретто характеризуется наличием эпитетов, оценочной лексики («Ротбардт торжествует», «он был жестоко обманут»). Эмоционально-экспрессивный фон повествования создается при помощи обильного употребления глаголов и имен прилагательных.