XVIII Международная конференция студентов-филологов

Функции волшебных предметов во «Властелине колец» Джона Толкина

Екатерина Игоревна Топал
Докладчик
магистрант 1 курса
Южный федеральный университет

191
2015-04-08
18:20 - 18:40

Ключевые слова, аннотация

Трилогия «Властелин колец» Джона Толкина — произведение, рассказывающее о вытеснении или добровольном уходе из мира мифологического и распространении обыденного, что подтверждается, в числе прочего, своеобразием функций волшебных предметов. В докладе приводятся типологии волшебных предметов и предлагается их новая классификация. Выявление и описание особенностей функционирования волшебных предметов позволили определить специфику их роли в сюжетном движении. Особое внимание в работе уделяется отражению в предметном мире основного конфликта и главных идейно-философских акцентов произведения.

Тезисы

Джон Толкин считается основоположником фэнтези как литературного жанра. Используя элементы скандинавской и кельтской мифологии, архетипические сюжеты и сказочные мотивы, соединяя и перерабатывая их, он создал произведение «Властелин колец», повествующее о ярком и драматичном конце эпохи героев, о превращении мира, где всё еще обитали наследники эпохи первотворений, в профанный мир, о вытеснении или добровольном уходе мифологического и распространении обыденного. Актуализация обыденного не только демонстрируется в динамике соотношений локусов, представленных в трилогии, но и подтверждается своеобразием функций волшебных предметов. Однако при этом следует учесть, что волшебство в большинстве случаев не фигурирует в буквальном смысле, но определяется статусом «благословенности» либо «проклятия». 
В данной работе приводятся различные типологии волшебных предметов, а также предлагается их новая классификация, учитывающая ряд признаков: происхождение, влияние на героя-носителя, возможности применения. Кроме того, учитывается и возможность приобретения или потери статуса волшебного предмета той или иной вещью.
Цель работы заключается в выявлении и описании особенностей функционирования волшебных предметов, в том числе в аспекте взаимодействия «вещь/герой», определении специфики их роли в сюжетном движении.
Особое внимание в работе уделяется отражению в предметном мире основного конфликта и главных идейно-философских акцентов произведения: предметы «благословенного» статуса так или иначе служат уничтожению предметов статуса «проклятого», однако при этом сами теряют свои свойства, становясь частью профанного мира, либо, при невозможности смены статуса, вовсе покидают этот мир вместе со своими создателями и/или обладателями. 
Наблюдения и сделанные выводы позволяют уточнить как идейно-философскую трактовку произведения, так и существующие представления об особенностях его сюжетостроения.