XVIII Международная конференция студентов-филологов

Концепция «разум и чувство» в творчестве Шарлотты Бронте и Джейн Остин

Лариса Владимировна Юркова
Докладчик
магистрант 2 курса
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

191
2015-04-08
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается концепция «разум и чувство» в творчестве Д. Остин и Ш. Бронте на примере их произведений «Доводы рассудка» и «Виллет». Сравнительный анализ позволяет говорить о том, что борьба противоположных начал остро поставлена в романах обеих писательниц, но воплощение данной проблемы и ее решение становится различительной чертой между подходами романисток. Шарлотта Бронте творила в другую эпоху, эпоху новых тем и идей, но начало им было положено в творчестве Джейн Остин.

Тезисы

Джейн Остин хронологически не попадает в границы викторианской эпохи, но достаточно органично вписывается в социокультурный и литературный контекст. Ее произведения в какой-то степени предопределили будущие тенденции в развитии женского романа. Главные герои испытывают внутреннюю борьбу разума и чувства, исходом которой является нравственное прозрение. Женским образам Шарлотты Бронте присуще подобное противостояние, хоть сама писательница и выступала против манеры своей предшественницы. Целью данной работы выступает рассмотрение концепции «разум и чувство» в творчестве Джейн Остин и Шарлотты Бронте на примере романов «Доводы рассудка» и «Виллет». В романе Остин присутствуют яркие элементы дидактизма, призывающие учиться контролировать свои чувства, используя разум, но при этом писательница не считает правильным преобладание в характере одной из двух категорий. Наиболее ценным для нее является соотношение: глубоко чувствовать и здраво рассуждать. Ярким примером выступает Энн Элиот, с которой разум сыграл злую шутку, заставив повиноваться воле других и оставить свои чувства. Долгие годы, полные страданий, понадобились Энн, чтобы понять, что построить счастье можно, полагаясь только на доводы собственного рассудка. Героиня Шарлотты Бронте Люси Сноу также относится к категории девушек, в чей судьбе разум занимает одну из самых важных ролей. Шарлотта Бронте облачает разум практически в человеческое обличье, героиня не просто размышляет, она ведет с ним диалог, ощущает не только его психологическое, но и физическое воздействие. Шарлотта Бронте, по сравнению с Джейн Остин, не делает разум виновником всех страданий своей героини, не уделяет ему центральное место в повествовании и не наделяет сюжетообразующей ролью. Остин же  выносит в название романа такое понятие как «рассудок», обозначив тем самым важность этой категории во всем произведении. История Энн начинается с борьбы холодного рассудка с чувством и этим заканчивается, но на протяжении всего романа рассудок или разум ни разу не стал более материальным, чем его описала Бронте. Когда Остин обращается к теме разума, ее высказывания носят скорее философский характер, заставляют задуматься над необходимостью гармоничного сочетания чувств и доводов рассудка. Безусловно, писательницы творили в разное время, и их авторская манера различна, но их объединяет извечная тема непримиримой борьбы разума и чувства, которую они описывали не только на страницах романов, но и испытывали в жизни. Шарлотта Бронте вошла в другую эпоху, эпоху с новыми темами и идеями, начало которым, без сомнения, было заложено в творчестве Джейн Остин.