XVIII Международная конференция студентов-филологов

Классификация компонентов актуального членения в простом и сложном предложениях

Дина Гильмановна Шакурова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2015-04-07
15:50 - 16:10

Ключевые слова, аннотация

Стандартными способами выражения тема-рематического членения в предложении являются объективный и субъективный порядок слов, однако в более сложных случаях такой простой дихотомии оказывается недостаточно, что приводит к необходимости ввести некоторые дополнительные элементы. В докладе рассматривается классификация, основывающаяся на идеях И. Ф. Вардуля, а также на классификации, разработанной И. В. Азаровой и С. С. Гордеевым. В ходе проведенного теоретического исследования было выделено шесть основных компонентов, составляющих коммуникативную структуру предложения.

Тезисы

Ключевыми понятиями при изучении вопросов актуального членения предложения являются понятия темы и ремы. Как известно, существует несколько возможных вариантов наименования той же дихотомии («психологический субъект» и «психологический предикат» в ранних работах второй половины XIX века, «исходная точка» и «ядро высказывания» в работах В. Матезиуса, «данное» и «новое», примененные К.Г. Крушельницкой и т. д.). Стоит, однако, отметить, что некоторые из упомянутых терминов не являются во всех случаях тождественными понятиям темы и ремы, а иные были представлены рядом исследователей как не совсем удачные.
Согласно Матезиусу, стандартными способами выражения актуального членения предложения являются объективный и субъективный порядок слов (ср., «Я отдала за нее 20 крон» и «20 крон я за нее дала»). Однако существуют более сложные случаи, в которых отнесение компонентов предложения к теме или реме не может быть определено лишь с опорой на линейный порядок следования. В такой ситуации простой дихотомии «тема-рема» оказывается недостаточно, что приводит нас к необходимости ввести некоторые дополнительные элементы.
Для последующей реализации автоматического анализа коммуникативной структуры предложения были поставлены следующие задачи:
1) выделить и классифицировать неоднозначные с точки зрения тема-рематической принадлежности компоненты (т.н. «внерематические» компоненты);
2) представить тема-рематическую структуру сложных высказываний.
Следуя идеям И. Ф. Вардуля, а также классификации разработанной И. В. Азаровой и С. С. Гордеевым, в ходе проведенного теоретического исследования были выделены следующие элементы:
1. собственно тема (нечто, представляемое говорящим как «данное»)
2. собственно рема (нечто, представляемое говорящим как «новое»)
3. ситуативы (обстоятельства, конструкции со значением кванторов вроде «во всех случаях», «иногда, но далеко не всегда» и т.д., которые относятся ко всему предложению в целом и задают условия реализации данного тема-рематического членения)
4. модальные слова и вводные конструкции (компоненты, представляющие данную тему в модальном плане: «как удалось установить», «вероятно» и т. п.)
5. связки (слова, указывающие на различные причинно-следственные отношения)
6. репрезентативы (компонент, поясняющий или иллюстрирующий рему: формулы, информация в скобках, кавычках, курсив).