XVIII Международная конференция студентов-филологов

Категория маски как средство коннотации лермонтовского сюжета в повести Ф. М. Достоевского «Записки из подполья»

Андрей Сергеевич Штаб
Докладчик
студент 3 курса
Кемеровский государственный университет

188
2015-04-07
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено решению проблемы «Достоевский — Лермонтов». В результате анализа научных работ предшественников выявлен новый уровень проблемы. Рассмотрены интертекстуальные связи между драмой М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и повестью Ф. М. Достоевского «Записки из подполья». Анализ категории «маски», которой Достоевский обязан Лермонтову, позволил открыть новые смыслы повести Достоевского, а также препарировать художественные приемы, с помощью которых автор достигал естественности характера.

Тезисы

Творчеству Ф. М. Достоевского в литературоведческой среде посвящено множество разноплановых работ, но, несмотря на это, некоторые аспекты в наследии великого романиста по-прежнему изучены недостаточно полно. Так, остается неясным вопрос о влиянии М. Ю. Лермонтова на писателя, хотя стоит отметить, что пути исследования данной проблемы достоеведами уже намечены.
Цель данной работы — опираясь на опыт прошлых исследователей, изучить влияние М. Ю. Лермонтова на творчество Ф. М. Достоевского на примере драмы «Маскарад» и повести «Записки из подполья». В частности, важна роль сюжета лермонтовской драмы в формировании фабулы произведения Достоевского. В докладе рассмотрены смыслы, вскрываемые при анализе «Записок из подполья» с учетом «Маскарада» Лермонтова в качестве контекста повести.
Категория «Маски», которой Достоевский обязан Лермонтову, позволяет препарировать смысл повести и заглянуть в мастерскую писателя, определить прием, с помощью которого Достоевский достигал объемности характера персонажей. Так, в «Записках из подполья» мы читаем: «Я мнителен и 
обидчив,  как  горбун или карлик, но, право, бывали со мною такие минуты, что если  б случилось,  что  мне бы дали пощечину, то, может быть, я был бы даже  и  этому рад». Герой примеряет на себя маски горбуна и карлика, которые характеризуются некоторой общностью: оба существа связаны с чем-то низменным. При этом горбун и карлик представляют собой все же разные образы, различающиеся символикой и эмоциональной окрашенностью. Двумя масками герой не ограничивается, на протяжении повести он то и дело примеряет новые образы: «…что сам себя, со всем своим усиленным сознанием, добросовестно считает за мышь, а  не за  человека». «Мышь» также характеризуется как нечто низменное. Общий семантический компонент всех этих масок неслучайно связан с низом: низменность коррелирует с ключевым образом повести, с образом «подполья» и указывает векторную направленность героя. И действительно, в повести главный персонаж опускается все ниже и ниже, достигая крайних глубин подполья.
Наслоение масок позволяет создать иллюзию сознания героя: хор разнородных образов объединяется в один слитный голос, который и представляет собой характер персонажа. При этом многослойность создает иллюзию бесконечной глубины характера и тем самым его живость, реальность. Противоречивость образов обеспечивает объемность, выпуклость, но также составляет и специфику сознания героя. При этом все образы должны иметь нечто общее, иначе характер, который они составляют, не состоится как художественное целое.