XVIII Международная конференция студентов-филологов

Особенности употребления форм личного имени Мария в произведениях А. С. Пушкина (на материале романа «Дубровский»)

Мария Александровна Афанасьева
Докладчик
студент 4 курса
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

171
2015-04-07
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен вопросу употребления форм личного имени Мария в художественном тексте. Автор приводит объяснение значения имени в антропонимических словарях, разъясняет причины употребления той или иной антропонимической модели имени в романе А. С. Пушкина «Дубровский». В результате анализа вариантов имени, представленных в произведении, делается вывод о том, что особенностью романа является отсутствие разнообразных моделей имени, которые используются в современном обществе.

Тезисы

Личные имена играют важную роль в художественных текстах, где выступают в качестве важного средства характеристики персонажа, служат средством отражения исторической эпохи, о которой идет речь в произведении.
Интерес для ономастики представляет изучение литературной биографии отдельных личных имен. В нашей работе мы решили обратиться к изучению функционирования имени Мария. 
Цель нашего исследования — проследить особенности употребления форм личного имени Мария в произведении А. С. Пушкина «Дубровский», выявить причины использования автором тех или иных вариантов имени в этом произведении. 
Прежде чем анализировать употребление форм личного имени Мария в произведениях А. С. Пушкина, следует обратиться к его этимологии. Оно заимствовано из древнееврейского языка. А. В. Суперанская в «Словаре личных имен» указывает, что имя Мария в переводе с древнееврейского означает «любимая, желанная». В православной традиции существует еще одно значение — «госпожа».
Обратимся к анализу форм личного имени Мария, которые встречаются в романе А. С. Пушкина «Дубровский». В произведении представлены следующие модели: «полное имя + отчество»: Марья Кириловна (18);  «неофициальная форма имени + фамилия»: Маша Троекурова (1); «неофициальная форма имени»: Маша (30).
Рассмотрим каждую модель отдельно. Модель «полное имя + отчество» — Марья Кириловна — является в произведении одной из частотных. Она употребляется в речи героев, которые не являются близкими для героини. Также эта форма показывает, что героиней романа является девушка достаточно высокого социального статуса, к которой принято обращаться таким образом.
Самой распространенной формой имени является модель «неофициальная форма имени» — Маша. Она используется в речи героев, у которых с героиней близкие отношения. К ним можно отнести отца Маши Троекуровой. Также эта форма употребляется в речи автора, который с теплотой, любовью относится к героине, жалеет ее. Менее употребляемой является модель «неофициальная форма имени + фамилия». Она употребляется в произведении всего один раз. Вариант неофициальной формы имени и фамилии — Маша Троекурова— встречается в словах автора. Пушкин любит свою героиню, называет ее «маленькой», «бедной», «красавицей». А употребление фамилии подчеркивает, что речь идет о конкретной девушке.
Проанализировав употребление антропонимических моделей личного имени Мария в романе «Дубровский», можно сделать вывод о том, что Пушкин не использует большого количества различных форм имени. В произведении нет разговорных вариантов, которые распространены в наше время. Для современного читателя эта особенность становится знаком минувшей эпохи и ее социальных отношений.