XVIII Международная конференция студентов-филологов

Здороваться по-деревенски: вербальные и телесные практики приветствия

Александра Андреевна Поспелова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

213
2015-04-09
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад  посвящен  деревенской  традиции приветствия.  Предметом рассмотрения являются различные типы приветствий, которые служат не просто выражением вежливого отношения к собеседнику, но и идентификацией его статуса. На материале полевых записей в докладе будет показано, как за каждым типом приветствий  закреплены условия встречи, определенный состав участников коммуникации, их статус по отношению друг к другу и функция самого приветствия.

Тезисы

В докладе речь пойдет о деревенской традиции приветствия. Материалом послужили результаты полевых исследований, полученные в ходе фольклорно-антропологической экспедиции СПбГУ в 2014 г. (Архангельская область, Лешуконский район, д. Родома и п. Зубово), и данные Фольклорного архива СПбГУ. При анализе фото-, аудио-, видео- фиксации приветствий деревенских жителей учитывались такие прагматические характеристики, как возраст, пол участников коммуникации,  характер  отношений между ними (родство, соседство и т.д.), место  и условия, в которых произошло приветствие.
Под приветствием я понимаю коммуникативный акт, вербальный или жестовый,  осуществляемый собеседниками в момент встречи.
В деревне мы наблюдали несколько типов коммуникации при встрече в зависимости от ситуации: здороваться с объятием («в охапку»), с рукопожатием («за руку»), только вербально («просто») и не поздороваться совсем.  Выбор того или иного типа зависит от степени знакомства и частотности встреч. Так, например, родители, давно не видевшие своих детей,  приветствуют их «в охапку»,  а чужих – рукопожатием или «просто».  Подруги, встретившись впервые за несколько дней, могут поздороваться «за руку», а если видятся часто – здороваются «просто».
В деревенской культуре разные формы приветствий служат не просто выражением вежливости, но и идентификацией половозрастных статусов собеседников, испытываемых друг к другу чувств, установлением или закреплением взаимных ролей в деревенском обществе.