XVIII Международная конференция студентов-филологов

Когнитивное и речевое развитие детей среднего дошкольного возраста при освоении категории локативности русского языка

Юлия Аркадьевна Сова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

184
2015-04-07
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен рассмотрению проблемы употребления локативных показателей в речи детей 4‑5 лет с диагнозом «общее недоразвитие речи» (ОНР) и без патологии. На примере проведенного эксперимента выявлены закономерности освоения категории локативности во взаимосвязи с когнитивным развитием в онтогенезе. Более высокий уровень когнитивного развития определяет изменение локативных показателей в речи ребенка. 

Тезисы

Для освоения  языковых единиц и категорий необходимы определенные когнитивные предпосылки, позволяющие реализовывать в речи накопленный опыт. Освоение языка и когнитивные способности находятся в тесной взаимосвязи, в то время как овладение речью напрямую зависит от работы мыслительных операций и наоборот. Доклад посвящен рассмотрению результатов срезового эксперимента на выявление степени усвоения локативных конструкций русскоязычными детьми (возраст 4-5 лет). Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) по сравнению с нормой недостаточно сформированы пространственные представления, а усвоение тех или иных локативных показателей происходит позже, чем у детей в норме. Данные проведенного эксперимента, сравнивающего употребление локативных средств детьми с ОНР и детьми без патологии, позволили сделать следующие выводы. 1. Дети с диагнозом ОНР при ответе на вопрос, предполагающий использование предложно-падежной конструкции (ППК), чаще обращаются к группе собственно дейктических средств языка (местоименных наречий, указательных местоимений, частиц: "там, вот"; жестов). 2. Дети успешнее усваивают ППК со значением статики. Конструкции со значением динамики скорее воспроизводятся из инпута-вопроса, а не производятся самостоятельно. 3. В речи детей с ОНР практически отсутствуют сложносоставные предлоги. 4. Дети с ОНР в 4-5 лет продолжают использовать в своей речи протопредлоги (филлеры), хотя их употребление относится к раннему этапу освоения грамматики детьми без речевых патологий. Падежные формы во всех подобных случаях выбираются правильно. Таким образом, мы можем сделать предположение о том, что  диагноз ОНР влияет на усвоение выбранной семантической сферы: это выражается в замене более сложных локативных конструкций на более простые, в употреблении показателей, которые уже не свойственны детям выбранного возраста с нормальным речевым развитием. Значит ли это, что уровень когнитивного развития ребенка с ОНР ниже, чем у ребенка без речевой патологии? Какова природа ошибок детей с диагнозом ОНР: только лингвистическая или все-таки мыслительная (когнитивная)?