XVIII Международная конференция студентов-филологов

Пределы словесности в «Пустом сонете» Л. Аронзона

Тимур Павлович Хайрулин
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2015-04-08
18:20 - 18:40

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено  анализу  произведения Л. Аронзона (представителя ленинградской неподцензурной поэзии 1960-х гг.) «Пустой сонет», располагающегося на границе визуального и вербального.


Тезисы

Поэтическая практика «неподцензурной литературы» Ленинграда 60-70-х гг. развивалась в направлении создания альтернативных, оппозиционных «разрешенной» поэзии того времени форм высказывания. Многие поэты шли путем  авангардного эксперимента, преследуя, среди прочего, цель поместить свое творчество в контекст современного им западного искусства. Тем самым был совершён существенный сдвиг в структуре высказывания.  Одним из результатов этих процессов следует считать возникновение визуальной поэзии. Среди авторов, работавших в этом жанре, особый интерес вызывает  Л. Аронзон.  Его тесная дружба с авангардным  художником-абстракционистом Ев. Михновым-Войтенко оформилась в ряд произведений, расположенных на границе визуального и литературного.  «Пустой сонет» эксплицирует проблематику соотношения визуального и вербального компонента, которые  в своем взаимодействии образуют новую конфигурацию смысла. Именно «пограничность» этого смысла артикулирует новую ситуацию в поэзии 60-х – ситуацию разрушения литературоцентризма. «Пустой  сонет» представляет собой  визуальную  «пьесу»,  его внешнее оформление,  как и непосредственное содержание,связано с темой зрения. Чтение превращается в процедуру наделения поэтического смысла четкими свойствами зримости, различимости. Интерпретация происходит на территории визуального. Но для того, чтобы увидеть произведение целиком необходимо усвоить точку изнутри произведения и тем самым инициировать, «запустить» в себе внутреннее зрение, распознающее объекты метафизического плана. В  произведении такого типа  выстраиваются конкретные коммуникативные цели – автор моделирует событие «видения», делая читателя не посторонним  зрителем, а соучастником  эстетического созерцания.