XLIV Международная филологическая научная конференция

Модификационное словообразование с точки зрения номинатемной теории

Вячеслав Исаевич Теркулов
Докладчик
профессор
Донецкий национальный университет

195
2015-03-11
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Номинатема — номинативное поле, совокупность формально взаимосвязанных единиц (глосс), осуществляющих референцию в «семантических границах», очерченных одним концептом. Особое место в структуре номинатемы занимают глоссы, связанные модификационными словообразовательными отношениями. В предлагаемой работе рассматривается методика определения модификационных мотивационных отношений в словообразовательных парах.

Тезисы

Номинатема – номинативное поле, совокупность формально взаимосвязанных единиц (глосс), осуществляющих референцию в «семантических границах», очерченных одним концептом. Например, номинатема «бежать» представлена глоссами бежать, бег, бежать быстро, быстрый бег, красивый бег, беготня, побежать, побег, дерзкий побег, перебежать и т.д., которые формируют номинативное поле концепта «бежать».
Особое место в структуре номинатемы занимают глоссы, связанные модификационными словообразовательными отношениями. Обычно мы определяем тип мотивационных отношений в словообразовательной паре (СП), повинуясь не четко определенным параметрам такого определения, а интуиции. Попытка создать методику, позволяющую констатировать модификационный статус мотивации в пределах конкретных СП, и составляет цель нашего доклада.
Методика определения модификационного статуса мотивации в СП включает 3 верификационных шага.
1.  В модификационном словообразовательном значении (СЗ) не может быть абсолютизирован грамматический компонент. Слова, связанные модификационными отношениями, должны относиться к одной части речи.
2. Различие между мутационным и модификационным словообразованием состоит в том, что мутационные отношения формируют различия в семантике производящего и производного (учить – учитель), а модификационные – различия в способе представления тождественной семантики в производящем и производном. Например, в семантике слова учитель есть незаполненный терминал «пол», предполагающий использования данного наименования для ситуативного речевого обозначения как мужчин, так и женщин. В слове учительница этот терминал заполняется, актуализируясь при помощи форманта [ница] «женщина». Это формирует привативную оппозицию между компонентами СП (мотивирующее – немаркированный компонент, а мотивированное – маркированный, актуализирующий значение пола).
3. При мутационной деривации форманту отводится роль категоризатора – оформителя ономасиологического базиса, например, учитель – [тот, кто] учит, где [тот, кто] связывается с формантом [тель]. При модификационной деривации формант становится оформителем ономасиологического признака, что обусловлено функцией модификационного форманта, актуализирующего в производном тот признак, который не был формально актуализирован в семантике мотивирующего, например, учительница – [учитель] женского пола, где признаковое значение связывается с формантом -ница.
Мутационное и модификационное СЗ структурно различны: обобщенная формула СЗ («"X имеет отношение, к Y" где X соответствует описанному в терминах метаязыка результату акта номинации, слова "иметь отношение» заменяются конкретным предикатом из группы atomic predicates, а Y указывает на непосредственно мотивирующее слово» [1, с. 199]) присуща только мутационному словообразованию. При модификационном же формула приобретает вид «Х характеризуется Y» и представляется не предикативной, а атрибутивной конструкцией. Например, учительница эквивалентно аппозитивному словосочетанию учитель-женщина.
Итак, модификационными являются следующие СП (≤ – знак привативности):
1. [живое существо] женского пола: пассажирка (≤ номинатема пассажир);
2. невзрослое [живое существо]: котенок (≤ кот);
3. [актант] + параметр: носик (≤ нос);
4. [актант] + оценка: сверхчеловек (≤ человек);
5. [актант] по отношению к такому же актанту:
а. дополнительный или вторичный [актант]: призвук (≤ звук);
б. противонаправленный [актант]: противоракета (≤ ракета);
в. повторный [акт]: перевербовка (≤ вербовка);
г. прототипический [актант]: праязык (≤ язык);
д. предшествующий или последующий [актант]: предыстория (≤ история);
е. [актант]-соучастник: соавтор  (≤ автор);
ж. статусный [актант]: подгруппа (≤ группа).
Литература
1. Кубрякова Е. С. Типы языковых значений. семантика производного слова. - М., 1981.