XLIV Международная филологическая научная конференция

Система организации обучения иностранным языкам (неязыковые направления подготовки)

Галина Николаевна Межецкая
Докладчик
заведующий отделом
Череповецкий государственный университет
Вера Васильевна Чистякова
Докладчик
доцент
Череповецкий государственный университет

6
2015-03-12
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен некоторым результатам проекта кафедры иностранных языков Череповецкого государственного университета «Повышение качества подготовки студентов неязыковых направлений подготовки по дисциплине „Иностранный язык“». Цель проекта — повышение уровня владения студентами иностранным языком на одну ступень в соответствии с Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком. Преподаватели, участвующие в проекте, представляют опыт исследования эффективных методов обучения ИЯ на неязыковых направлениях подготовки, а также факторов, повышающих мотивацию студентов к изучению ИЯ. 

Тезисы

Концепция модернизации Российского образования определяет иностранный язык как одну из важнейших составляющих стандарта образования 21 века, поэтому повышение иноязычной компетенции студентов неязыковых направлений подготовки является актуальной задачей каждого российского вуза. Основное внимание при обучении иностранным языкам в вузе уделяется качеству содержания образовательных программ и применению эффективных методов и технологий. Перед преподавателем иностранных языков стоит трудная задача - подобрать или разработать систему, которая позволила бы наиболее эффективно организовать обучение ИЯ и получить максимально высокие результаты обучения. На кафедре иностранных языков ЧГУ был разработан проект "Повышение качества подготовки студентов неязыковых направлений подготовки по дисциплине "Иностранный язык"", цель которого - повышение уровня владения студентами иностранным языком на одну ступень в соответствии с Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком. Актуальность проекта обусловлена необходимостью разработать и реализовать эффективные мероприятия, направленные на решение проблем освоения студентами 1 – 2 курсов дисциплины «Иностранный язык», на повышение их языковой компетенции, а также на осознание студентами необходимости изучения иностранных языков: в настоящее время специалист, владеющий иностранными языками, имеет больше шансов  интегрироваться в общество с рыночной экономикой и быть конкурентоспособным на рынке труда. Как показывают результаты входного тестирования первокурсников на знание иностранных языков, проводимого ежегодно кафедрой иностранных языков ЧГУ, большинство выпускников школ (около 43%) имеют уровень А1 в соответствии c «Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком» (CEFR); 15 - 17% студентов обладают нулевыми знаниями или являются так называемыми «ложными бегиннерами»; около 26 % выпускников череповецких школ владеют иностранными языками на уровне А2, 10 - 13 % - уровнем В1 и 5 % - уровнем В2. Здесь можно выделить "группу риска" -  это прежде всего студенты с уровнем владения иностранным языком 0 - А1, которые «создают» образ студента российского вуза, говорящего на ИЯ, и по которым, к сожалению, зачастую оценивается качество работы преподавателя. Такие данные ставят преподавателя перед необходимостью решения ряда проблем: какие учебно-методические материалы выбрать, как работать с "разноуровневыми" студентами в одной группе, как действовать эффективно при небольшом количестве часов, отведенных на дисциплину. Первый год работы над проектом позволил сделать некоторые выводы, которые хотелось бы представить на конференции и обсудить с коллегами.