XLIV Международная филологическая научная конференция

Основы византийского этикета: pluralis modestiae и pluralis reverentiae в эпистолографии XII в.

Дмитрий Александрович Черноглазов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Греческий институт
2015-03-13
17:50 - 18:20

Ключевые слова, аннотация

Насколько часто и в каких ситуациях византиец говорил о себе во множественном числе? Было ли принято к кому-либо обращаться на «вы»? В настоящем докладе делается попытка охарактеризовать специфику употребления множественного числа в значении единственного в византийских текстах. Исследование проводится на материале эпистолографии XII в.

Тезисы

Употребление 1-го лица множественного лица (1 Plur) в значении единственного (1 Sing) было распространено в греческом языке еще в античности. Такое употребление имело различные функции – оно могло означать приобщенность говорящего к некоей группе людей (pluralis sociativus), скромность (pluralis modestiae и близкий ему pluralis auctoris) или, наоборот, величие самодержавной власти (pluralis majestatis – эта разновидность появилась намного позже остальных, в римскую эпоху), и т.д. На рубеже античности и средневековья начал активно использоваться и pluralis reverentiae – 2-е лицо множественного числа (2 Plur) вместо единственного, почтительное обращение на «вы». Об истоках и формировании всех этих видов pluralis в античности (как в греческом, так и в латинском языке) и об их дальнейшем развитии в средневековой Западной Европе написана обширная литература; аналогичные явления в Византии, напротив, до сих пор изучены крайне мало. Насколько часто и в каких случаях византийцы говорили о себе «мы» вместо «я»? К кому было принято – если вообще существовала такая норма – обращаться на «вы»? В настоящем докладе делается попытка ответить на эти вопросы, ограничившись пока одним периодом в истории Византии – эпохой Комниновского ренессанса (XII в.). Для исследования привлекается широкий круг текстов, но основное внимание концентрируется на эпистолографии: детально анализируются письма Иоанна Цеца, Евстафия Солунского, Феодора Продрома и Михаила Италика. Исследование позволяет сделать следующие основные выводы: 1 Plur в значении 1 Sing фигурирует в письмах достаточно часто, но сформулировать какое-либо правило, объяснявшее бы его появление в тех или иных контекстах, невозможно: чередование 1 Sing и 1 Plur, когда автор говорит только о себе, можно зачастую наблюдать в пределах одного небольшого письма или даже одного предложения. Вероятно, иногда эта замена производится попросту в целях стилистического разнообразия или rhythmi gratia. Однако, вместе с тем, все же можно выделить некоторые ситуации, в которых употребление 1 Plur наиболее предпочтительно: (а) выражение общей идеи, высказывание от лица группы людей (pluralis sociativus); (б) подчеркнутое самоуничижение, извинение, просьба (pluralis modestiae); (в) жалоба, недовольство, обвинение (иногда выражаемое путем притворно-ироничного самоуничижения). 1 Plur всегда подчеркивает дистанцию между автором и адресатом – именно поэтому в переписке близких друзей замена 1 Sing на 1 Plur не производится практически ни разу. 2 Plur в значении 2 Sing встречается в эпистолографии XII в. крайне редко. Еще в ранневизантийскую эпоху обращение на «вы» встречалось в письмах тем чаще, чем меньше автор ориентировался на античную традицию – больше всего примеров можно найти в «нелитературных» письмах, дошедших до нас на папирусах. Возможно, эпистолографы XII в. исходят из того же принципа, что и ранневизантийские аттицисты – обращение на «вы» рассматривается ими как вульгарное и не соответствующее строгой классической норме, и поэтому они прибегают к нему лишь в исключительных случаях. В какой мере pluralis reverentiae вообще был распространен у византийцев – в устной речи, в деловых документах, и т.д. – покажут дальнейшие исследования.