XLIV Международная филологическая научная конференция

Механизмы построения абсурдных стихотворных и прозаических текстов

Наталья Валерьевна Урсул
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

190
2015-03-11
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе исследуются такие основные механизмы построения абсурдных текстов, как: графическая образность, импоссибилия, пастиш, подражание психоделическому и шизофреническому дискурсу, — к которым писатели XIX–XXI вв. прибегают в поисках новой экспрессии, способной передать новые индивидуально-авторские представления о мире.

Тезисы

Любое литературное произведение воплощает индивидуально-авторский способ восприятия и организации мира, реализуя тем самым частный вариант его концептуализации. Выражаемые в литературно-художественной форме знания писателя о мире являются системой представлений, направленных адресату. В этой системе, наряду с универсальными общечеловеческими знаниями, существуют уникальные, порой парадоксальные представления автора, выражаемые нестандартными языковыми средствами. Использование различного рода языковых экспериментов особенно часто наблюдаются в литературных произведениях к. XIX – н. XX вв., то есть в эпоху значительной демократизации языковой нормы, вызванной стремлением к так называемому «языковому новаторству» (термин Г.О. Винокура).  Невозможность и/или нежелание адресата интерпретировать неконвенциональные разноуровневые языковые  единицы приводят к тому, что они ошибочно расцениваются как бессмысленные. Абсурдные тексты, в широком смысле, можно подразделить на абсурдные поэзию и прозу. В английской литературе расцвет абсурдной поэзии приходится на Викторианскую эпоху. Основателями традиции нонсенса считаются Эдвард Лир (1812– 1888) и Льюис Кэрролл (1832-1898). Механизмы построения абсурдных стихотворных и прозаических текстов многочисленны. Основными из них являются: графическая образность, импоссибилия, пастиш, подражание психоделическому и шизофреническому дискурсу. Так, графическая образность находит свое отражение в фигурных (графических) стихах, обращенных не столько к слуху, сколько к зрению. Графическая образность имеет давнюю историю. Тем не менее, как замечает Ю.М. Лотман (1996) «графическая структура стиха еще почти не изучена». Спецификой фигурных стихов является особое расположение строк: весь текст имеет очертание какой-нибудь фигуры. Внешний вид каждого стихотворения в какой-то мере соответствует его теме и содержанию. Графическая образность в поэзии может производить двоякий эффект на реципиента. С одной стороны, фигурные стихи приводят к двусмысленности и неопределенности, а с другой – они рассчитаны на стимуляцию воображения и ассоциативного мышления. Отличительная черта психоделических    стихов – максимизация степени воздействия текста на читателя; прочтение текста ощутимо изменяет систему мировосприятия у читателя, интерактивно  взаимодействует с самостабилизирующейся структурой его сознания. Импоссибилия используется поэтами и писателями-прозаиками (чаще в сказках). Нарочито неправдоподобные описания и утверждения типичны для лимериков. Лимерик – форма короткого юмористического стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы. В широком смысле пастиш представляет собой пародию на существующий авторский текст. Основной авторский прием пастиша – апелляция к сравнению исходного текста. Если реципиент не знаком с исходным текстом, то он не способен воспринять вторичный текст как пародию. В связи с этим у него может сложиться впечатление о бессмысленности (неинформативности) вторичного текста. Подражание шизофреническому дискурсу в литературе – явление новое и малоизученное. Под ним подразумевается один из способов деавтоматизации мышления, характеризующегося прежде всего распадом причинно-следственных связей, порождающих внешний алогизм высказываний. Основные черты шизофренического дискурса по В. П. Рудневу (1999): хаотичность, бесцельность речи,  производные от нарушения нормального действия ассоциаций. Употребление и компиляция неконвенциональных языковых единиц следует расценивать как результат авторской языковой игры. Исходя из вышесказанного, абсурдные стихотворные и прозаические тексты интенциональны, направлены на определенного читателя/слушателя, не являются семантически бессмысленными и поддаются интерпретации.