XLIV Международная филологическая научная конференция

Опыт создания образа главной героини романа «Φωτιά» Авгерини как важный этап формирования творческого метода Димитриса Хадзиса

Анна Александровна Сатдарова
Докладчик
преподаватель
Военный Университет Министерства Обороны Российской Федерации

Греческий институт
2015-03-13
13:10 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

Роман Д. Хадзиса «Φωτιά» фактически представляет собой историю становления личности главной героини Авгерини. Этот образ пронизывает все произведение, и опыт его создания впоследствии был использован автором в процессе формирования таких важных и крупных образов женских персонажей как Маргарита Пердикари (Μαργαρίτα Περδικάρη, Το τέλος της μικρής μας πόλης), Анастасия (Το διπλό βιβλίο) с их функцией наименее опосредованной передачи авторских интенций, оценок и чувств.

Тезисы

Роман “Φωτιά” — авторский дебют Димитриса Хадзиса. Он, безусловно, еще очень далек от того  уникального, во многом новаторского творческого метода, который в полной мере нашел выражение в ключевом произведении автора - в романе “Το Διπλό βιβλίο”, а также на различных стадиях своего развития в других произведениях. Однако, на наш взгляд,  уже в первом своем произведении автор обнаруживает предпосылки будущего длительного пути творческой эволюции. Действие разворачивается в период  активности Движения Сопротивления в Греции и формируется вокруг центрального образа - молоденькой девушки Авгерини, только что принявшей решение примкнуть к борьбе с оккупантами. Уже с первых страниц произведения становятся прозрачны авторские интенции и характер идеологической составляющей, которая присутствует в тексте  и, что крайне важно, определяет круг художественных задач, которые стоят перед автором и часть которых, на наш взгляд, решается именно при помощи образа главной героини. Рассмотрим особенности формирования образа Авгерини, прояснив, тем самым, какую роль он выполняет в произведении. Первая "презентация"  образа персонажа проходит очень выразительно: Авгерини сама выдвигается вперед, отделяется от многочисленной группы женщин ее семьи в непроизвольном желании защитить отца от горькой обиды, которую причинил ему хозяйствовавший в их доме немец: "Ανάμεσα απ'τις γυναίκες που απομείναν μαρμαρωμένες, η Αυγερινή ξεπετάχτηκε κ΄έτρεξε δίπλα στον πατέρα της που κυλίστηκε στα χώματα της αυλής" [Χατζής: 16]. То есть уже с первого появления на страницах произведения персонажа Авгерини читатель формирует в своем сознании образ сильной юной девушки, непримиримой к любой несправедливости и действующей самостоятельно даже в тех ситуациях, когда традицией женщине в греческом обществе приписывается иная предпочтительная модель поведения. В ходе развития действия это впечатление только усиливается. Стоит отметить, что предыдущая греческая литературная традиция знает немало подобных персонажей юных девушек, бунтующих как отрыто (Τρισεύγενη, Κ. Παλαμάς), так и внутренне, на уровне сознания (Λυγερή, Α. Καρκαβίτσας). Таким образом, Авгерини органично вписывается автором в череду подобных ей во многих отношениях женских персонажей, получая "в наследство" те положительные коннотации, которые с ними связывает читатель. Заручившись, таким образом, теплым отношением читателя к своей героине, автор может транслировать через ее образ, в том числе, идеологическое сообщение. Авгерини сознательно изменяет написанный ей на роду как женщине жизненный путь и попадает в совершенно новые для себя, враждебные  условия. На протяжении развития действия она многократно оказывается в положении новичка, вынужденного адаптироваться в изменившейся обстановке: сначала в партизанском госпитале, затем на подрывной работе в горах и в деревне и впоследствии в Афинах. Проводя свою героиню этим витиеватым путем, автор получает возможность  представить все происходящее через призму восприятия неискушенного сознания молоденькой девушки, а не опытного бывалого партизана, коим, вероятно, является нарратор, своего рода "вывод вещи из автоматизма восприятия" [Шкловский]. Итак, как мы видим, образ Авгерини наделен конкретными функциями, и он во многом является инструментом познания, а не его объектом. В то же время, жизненный путь Авгерини - это жизненный путь индивида в стремительно меняющемся мире - тема, которая является ключевой темой в творчестве Димитриса Хадзиса вообще, и, на наш взгляд, весьма примечательно, что она отчетливо обозначена уже в первом его произведении.

Литература:
Χατζής Δ. Φωτιά, Αθήνα, 2000.
Шкловский В., Искусство как прием, сб. «Поэтика», П., 1919.