XLIV Международная филологическая научная конференция

Кино и «фотографическое»

Борис Викторович Рейфман
Докладчик
доцент
Российский государственный гуманитарный университет

25
2015-03-14
12:10 - 12:45

Ключевые слова, аннотация

Автор концепции «фотографического» Розалинд Краусс говорит о невозможности применения к фотографии, являющейся знаком-индексом, методов семиотического анализа знаков-иконов. В отличие от традиционной живописи, кино и любых других видов искусства, подразумевающих «язык», т. е. определенные культурные коды, в качестве необходимого им и неотъемлемого от них «строительного материала», фотография может быть только теоретическим объектом , не семиотическим, а именно «фотографическим». Влиянию данной концепции и других стратегий «визуального поворота» на кинематограф и посвящен предполагаемый доклад.

Тезисы

Согласно Розалинд Краусс, фотография не может быть объектом семиотического анализа, подобным всем тем произведениям искусства, которые имеют ту или иную языковую природу, т.е. создание которых невозможно без посредничества культурных кодов. Это связано с тем, что сходство фотографии с запечатленной на ней реальностью «физически принудительное» и, следовательно, используя понятия Ч.С. Пирса, можно сказать, что она является не знаком-иконом, а знаком-индексом. Соглашаясь с Р. Бартом в том, что «именно в остановке интерпретации и заключена достоверность фотографии» и что «это было – вот самое большее, что о ней можно сказать», Краусс вводит понятие «фотографическое», широкий смысл которого подразумевает объекты искусства, в принципе исключающие какие-либо интерпретации и являющиеся всецело объектами теоретическими, т.е. допускающими лишь определенные культурологические рассуждения «по поводу». Влиянию концепции «фотографического» и других стратегий «визуального поворота» (в частности, идей Л. Мановича) на современное искусство и, прежде всего, на кинематограф и будет посвящен предполагаемый доклад.