XLIV Международная филологическая научная конференция

Маргинальный герой современного афроамериканского романа

Юрий Викторович Стулов
Докладчик
профессор
Минский государственный лингвистический университет

190
2015-03-12
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Постмодернистская чувствительность вызвала к жизни фигуру фрагментарной личности маргинального плана, которая становится центральной в творчестве современных афроамериканских писателей. Ее судьба определяется напряжением и неврозами современного американского общества. Проблема «цветной линии» всегда была в США болезненным вопросом в отношениях между черными и белыми. Социальные фобии и поддерживающиеся столетиями предрассудки превратили ее в тугой узел противоречий, напряженности, разочарований и табу. Доклад исследует проблему героя на примере романов писателей-мужчин и женщин.



Тезисы

На афроамериканской литературе не могли не отразиться тенденции, характерные для современного этапа развития литературы. Постмодернистская чувствительность вызвала к жизни фигуру фрагментарной личности маргинального плана. Ее судьба определяется напряжением и неврозами современного американского общества с его принципом беспредельной множественности.
Проблема «цветной линии» всегда была в США болезненным вопросом в отношениях между черными и белыми. Социальные фобии и поддерживающиеся столетиями предрассудки превратили ее в тугой узел противоречий, напряженности, разочарований и табу. Особенно сильно влияние расизма ощущается в личной жизни человека, и поэтому в конце 1990-х гг. наблюдается значительный рост романов камерного плана, затрагивающих при этом значительные общественные проблемы и позволяющие судить о моральном состоянии общества. Весьма четко это проявилось в росте нигилистических настроений среди маргинальных групп. По справедливому утверждению К. Уэста, «пугающий результат этого – потрясающее отчуждение от других и саморазрушительное отношение к миру. Жизнь без смысла, надежды и любви порождает жестокое, низменное мировоззрение, которое разрушает как саму личность, так и других» [West, 1993. Р. 14-5]. Атомизация общества, распад традиционных институтов типа семьи, безразличие к судьбам друг друга, уродливые фобии, отказывающие человеку в праве быть самим собой, их разрушительное воздействие на личность, подвергаемую остракизму, создали тревожную ситуацию, которая нашла отражение в произведениях таких писателей, как М. Диксон, Р. Кенан, Л. Дуплешан, Д. Скотт и др. В центре их романов – маргинальный герой, который стремится отстоять свою идентичность в условиях, которые нередко приводят к самоубийству, смерти или дезинтеграции личности и потере связей с окружающими, отказывающимися принять этих героев такими, какие они есть, и стремящимися привести их к «норме», как они ее понимают. Проблематизируя идентичность и показывая взаимосвязь между личностным началом и культурной традицией, они пытаются понять особенности мироощущения маргинала как выразителя «чувствительности» эпохи постмодернизма с ее принципиальным отказом от иерархий и границ.
Стигматизация людей по гендерному, классовому и прочим принципам, их маргинализация по отношению к носителям «нормы», т.е. власти, отчуждение от общества и попытка общества подчинить их своим ориентирам по-прежнему остаются среди центральных в творчестве афро-американских писателей молодого поколения. Герои их произведений заключают в себе концептуально значимые понятия «инаковости», «другости» и, следовательно, открывают возможности для понимания механизма того, каким образом и какой ценой происходит реализация «инаковости» в репрессивном обществе.
Эти понятия по-разному трактуются черными писателями- мужчинами и женщинами, поскольку история их отношений в системе властных отношений значительно отличается друг от друга.