XLIV Международная филологическая научная конференция

Мотивная структура рассказов Захара Прилепина

Наталья Александровна Полякова
Докладчик
доцент
Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А.Вагнера

188
2015-03-13
15:30 - 15:50

Ключевые слова, аннотация

Работа посвящена анализу мотивной структуры рассказов современного российского писателя З. Прилепина. При всем многообразии тематики его рассказов в них прослеживается общность основных мотивов как повторяющихся сюжетообразующих элементов. Наиболее заметную роль в сюжетах играют мотивы свободы — несвободы, личного пространства героев и его границ, отрочества («пацанства»), убийства и отвращения к нему, неприятия насилия и другие. В целом рассказы З. Прилепина, в том числе благодаря их мотивной структуре, создают психологический портрет молодого современника рубежа XX–XXI вв.

Тезисы

Рассказы З. Прилепина, при всем многообразии их тематики, обладают весьма устойчивой общностью мотивов, или повторяющихся сюжетообразующих элементов. К таким элементам можно отнести отдельные микрообразы, художественные детали, повторяющиеся имена и фамилии героев, подчас "говорящие"и такие внесюжетные элементы, как лирические отступления и внутренние монологи героев.
Особенно заметную роль в повествовании играют такие мотивы, как мотив свободы и несвободы, мотив убийства и отвращения к нему, мотив неприятия насилия, мотив отрочества — или "пацанства", по словам автора, — и некоторые другие.
З. Прилепин создает стилистически "брутальные" тексты, где центральной темой становится борьба жизни и смерти и ощущение героем хрупкой грани между ними. При этом скрытая "пружина" внутреннего драматизма повествования передана с помощью повторяющихся мотивов. Повторение одних и тех же мотивов в разных произведениях позволяет "слепить" внутренне целостный психологический портрет современника писателя, неслучайно многие его герои и сюжеты имеют автобиографические черты. Обозначение Прилепиным героев не именами, а прозвищами или знаками, символами укрупняет повествование, придавая ему свойства мифологически-реалистического.