XLIV Международная филологическая научная конференция

Религиозный экскурсионно-познавательный туризм: монастыри — православные святыни Болгарии

Валентина Ивановна Терехова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

БАН
2015-03-12
15:15 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

Религиозный туризм в XXI в. получил широкое развитие и стал востребованным видом путешествий во многих странах мира. Автор статьи предпринял попытку показать роль религиозного экскурсионно-познавательного туризма как инструмента налаживания взаимопонимания между братскими народами, а также их сближения с учетом уважения и сохранения самобытности и установления позитивного диалога между государствами на примере туристических паломнических поездок в монастыри Болгарии, как центры православной культуры.

Тезисы

«Туризм выступает в качестве позитивного и постоянно действующего фактора в расширении взаимопонимания, знаний друг о друге, а  значит, в укреплении мира» [1, с. 4]. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности предоставляет человеку возможность побывать в религиозных центрах, увидеть действующие культурные памятники, такие как монастыри и храмовые комплексы, церкви, принять участие в событиях религиозного характера. Во многих религиозных центрах мира хранится большое количество рукописей духовного содержания и различные культовые рукотворные предметы, доступные человеку для ознакомления. При изучении наследия такого рода человек расширяет свои знания, которые так или иначе влияют на его систему ценностей и нравственную составляющую жизни в целом. В докладе затрагиваются аспекты религиозного культурно-познавательного туризма, обращается внимание на монастыри Болгарии как центры духовно-православной культуры. Такой выбор автора не случаен. Сегодня в условиях политического противостояния и попыток разобщить православный мир необходимо вспомнить духовно-нравственные ценности, которые в самые сложные периоды истории способствовали укреплению единства народов. Тысячи туристов из России ежегодно посещают Болгарию и совершают экскурсии в монастыри с целью ознакомления с православными  святынями, которыми располагают святые обители. В современной Болгарии в настоящее время насчитывается около 160 православных монастырей. Наиболее посещаемыми туристами являются 10 монастырей, и автор статьи останавливает на них внимание.  Рыльский монастырь – самый большой на Балканах – является главной православной святыней Болгарии. Именно здесь и по сей день хранятся мощи преподобного Иоанна Рыльского, основателя болгарского монашества, самого почитаемого в Болгарии святого. Бачковский монастырь Успения Пресвятой Богородицы является вторым по своей значимости православным центром Болгарии. Он был основан в 1083 г. в западной части гор Родопы. Дряновский монастырь Св. Архангела Михаила был построен в честь победы Болгарии над Византией в 1187 г. и с тех пор является одним из центров болгарской православной культуры и просвещения. Черепишский монастырь Успения Богородицы, история которого связана с периодом царствования Ивана Шишмана. Роженский Богородице-Рождественский монастырь был основан в 890 г. В монастырской церкви Рождества Богородицы хранится чудотворная икона Девы Марии, которая на протяжении многих веков защищает эту обитель, и большое количество паломников приезжает с целью почтить эту икону. Шипкинский монастырь находится в селе Шипка. В центре монастыря воздвигнут Храм-памятник Рождества Христова в честь русских воинов, павших за свободу Болгарии в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. На 34 мраморных плитах высечены имена русских солдат и болгарских ополченцев, погибших в боях за Шипку. В подземелье храма в 18 мраморных саркофагах покоятся останки русских воинов, почтить память и подвиг которых приезжают тысячи туристов из России. Стоит отметить тот факт, что «когда вся Болгария оказалась под властью Османской империи, монастыри оставались почти единственными очагами болгарского национального духа и культурных традиций народа» [2, с. 119]. Таким образом, религиозный экскурсионно-познавательный туризм можно рассматривать как некий инструмент налаживания взаимопонимания между народами, а также их сближения с учетом уважения и сохранения их самобытности. Иначе невозможно представить процесс коммуникации между народами и межнациональными культурами. Следовательно, религиозный экскурсионно-познавательный туризм способствует выстраиванию позитивного диалога между государствами, а также служит сближению и сотрудничеству двух братских народов.
Литература
1. Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму 1989 г. М., 1989.
2. Ионина Н. А. 100 великих замков. М., 2004.