XLIV Международная филологическая научная конференция

Салоники в структуре мировоззрения Н.-Г. Пендзикиса (на материале сборника «Μητέρα Θεσσαλονίκη»)

Лилия Сергеевна Банах
Докладчик
доцент
Таврическая академия, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

Греческий институт
2015-03-13
13:40 - 14:10

Ключевые слова, аннотация

Статья посвящена исследованию роли города Салоники в формировании мировоззрения Н.-Г. Пендзикиса, проводится анализ составных компонентов восприятия родного города писателем, раскрываются особенности  техники письма и нарративных стратегий в сборнике «Μητέρα Θεσσαλονίκη».

Тезисы

Одним из аспектов осознания человеком себя в мире является его восприятие того города, в котором он живёт. Каждый выбирает себе город, отвечающий его идеалам, убеждениям, духовным ценностям. В творчестве Н.-Г. Пендзикиса, уроженца города Салоники, познание и открытие для себя родного города тесно связаны с самопознанием, с личной идентификацией как глубоко верующего христианина, знатока истории Византии, художника, философа. Рефлексивное мировоззрение писателя (то есть, его понимание самого себя и своего места в мире) «физиологически» связано с Салониками, так как писатель соотносит своё тело с географическим расположением города «Η ενδοχώρα που αρδεύεται από τους ποταμούς είν’ ο πλακούντας. Το δεξί μου χέρι φτάνει ίσαμε την Κασκάρκα..., το ζερβί μου τό’χω πάνω από τα κάστρα..» [Πεντζίκης, σ. 29]. В греческой литературе последней трети ХХ века городское пространство часто представляется единым телом с главным персонажем. Так, в романе «Невеста» («Αρραβωνιαστικιά», 1979) Йоргоса Ятроманолакиса главная героиня Анна одновременно представляет и женщину, и Грецию. У них одно тело, причем кровоточащее, и чувства героини совпадают с настроениями в стране. Религиозные убеждения Пендзикиса связаны, прежде всего, с восприятием города Салоники как наследника православной Византии и хранителя византийских традиций. Писатель уделяет пристальное внимание византийским памятники города Салоники, подчёркивая элемент непрерывности Истории для жителей современных Салоник. Богоматерь и город-мать едины для писателя, под их защитой он примиряет жизнь со смертью, его существование обретает смысл: «Μητέρα πόλη με τα πρόσωπα που σε κατοικούν, κατοίκησαν και θα κατηκοίσουν αδελφώνω και υπάρχω» [Πεντζίκης, σ. 43]. Вопрос о смысле человеческой жизни становится ключевым для Пендзикиса. Представленные в книге истории горожан, ушедших в мир иной, позволяют задуматься над смыслом человеческого существования. Чтение Священного писания, Житий Святых дают писателю понимание того, что человек должен жить памятью, которая помогает понять прошлое «η μνήμη φθάνει σε σαφέστατη αίσθηση των περασμένων» [Πεντζίκης, σ. 76], связывает его с предками и с потомками: «Άλλοι έρχονται και βρίσκουν τη μνήμη μας κι απ’άλλους πριν βρήκαμε εμείς» [Πεντζίκης, σ.52]. В связи с этим память играет главную роль в повествовании. Часто память связана с чувственным восприятием прошлого. Так, говоря о величии Византии, писатель восхищается закатами и туманами, сравнивает части Салоник с картинами различных художников. Точные указания цветов и их оттенков повышают уровень образности текстов Пендзикиса. Техника письма Пендзикиса, нарративные стратегии в сборнике «Μητέρα Θεσσαλονίκη» указывают на принадлежность этого произведения к направлению сюрреализма. Так, основной повествования является техника ассоциативного письма, диалог строится на несоответствиях реплик говорящих, поскольку каждый персонаж слышит только себя, текст формируется по принципу мозаики, нет единой сюжетной линии, время разворачивается нелинейно, частыми являются скачки из прошлого в настоящее. Обычно глава начинается с тезиса, наблюдения относительно настоящего Салоник, затем повествование уходит в прошлое, чаще всего времён Византии. Отмечается пренебрежение синтаксическими канонами: нарушение порядка слов, отсутствие пунктуации, постоянная смена повествовательной перспективы (так, в первых главах повествование ведётся от 3-го лица, в главе «Αρχοντικός αυλόγυρος» осуществляется резкий переход к гомодиегетическому повествованию от первого лица, которое сменяется грамматической формой повествующего лица на «мы», а затем на «Вы». Кроме того есть прямые обращения к иконе Богоматери, к родному городу, приводится текст письма к другу). Таким образом, Салоники стали для Н.Г. Пендзикиса фундаментом формирования его мировоззренческих взглядов, определили его религиозные и эстетические убеждения. Значение великого города для история Греции и гордость за него повлияли на формирование системы духовных ценностей,