XLIV Международная филологическая научная конференция

Проблема репрезентации в романе Курта Воннегута «Синяя борода»

Нина Станиславна Бочкарева
Докладчик
профессор
Пермский государственный национальный исследовательский университет

190
2015-03-12
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается актуальная для ХХ в. проблема репрезентации и ее отражение в романе популярного американского писателя Курта Воннегута «Синяя борода». Раскрывается связь этой проблемы с художественными системами модернизма и постмодернизма. К анализу и интерпретации романа привлекаются рисунки Воннегута.

Тезисы

Роман популярного американского писателя Курта Воннегута (1922-2007) «Синяя борода» (1987) не получил широкой известности ни у читательской аудитории, ни в среде критиков. Между тем, автор ставит здесь одну из самых актуальных и неразрешенных проблем ХХ века: проблему репрезентации. В истории искусства конфликтно сосуществуют идея искусства как подражания (мимесис) и стремление к «воплощению невоплотимого», «выражению невыразимого». В ХХ столетии этот конфликт получил отражение в противопоставлении искусства репрезентативного («реалистического») и нерепрезентативного (абстрактного). Между тем, это противопоставление касается лишь внешней (формальной) стороны репрезентации, не разрешая внутреннюю проблему объекта и сущности искусства. В романе Воннегута сталкиваются репрезентативное и нерепрезентативное искусство в творческой судьбе вымышленного художника – Рабо Карабекяна. От природы одаренный рисовальщик, он в поисках «души» обращается к абстрактному искусству, видя в каждой цветной линии «душу живую». Трагикомическая судьба его картин – несоответствие грунтовки холста составу красок, в результате чего все его картины осыпались, – иронически символизирует конфликт репрезентации. Потеряв друзей и близких, Рабо на восьми холстах, оставшихся от абстрактных картин, пишет панораму последнего дня второй мировой войны, запечатлев на ней и историю своих родителей, чудом спасшихся во время геноцида армянского народа со стороны турок, и историю абстрактных экспрессионистов, погубивших свои собственные жизни. Эта «экспозиция в музее естественной истории», «всемирная выставка», «туристский аттракцион», «мрачный диснейленд» соответствует постмодернистской эстетике и противопоставляется абстрактному модернизму. Символическое название полотна «Настала очередь женщин» возвращает к названию романа, но финал переосмысляет историю Синей бороды, так как Цирцея Берман, как ранее Эдит и Мерили, помогают герою пережить прошлое.