XLIV Международная филологическая научная конференция

Интеллектуальная сеть взаимодействия: левая критика тоталитарной системы в 1930–1940-е гг.

Инга Валерьевна Жукова
Докладчик
доцент
Уральский институт управления-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

215а
2015-03-13
14:20 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

В работе вводится новое понятие «интеллектуальная сеть взаимодействия». Сущность понятия раскрывается на примере такой интеллектуальной сети взаимодействия, состоящей из франкоговорящих интеллектуалов (Виктор Серж, Пьер Паскаль, Борис Суварин, Николай Лазаревич и др.), приехавших на свет русской революции. Эти интеллектуалы первые в своем творчестве сумели сформулировать черты нового политического режима — тоталитаризма. Подробнее об их вкладе в критику тоталитаризма будет рассмотрено в статье.

Тезисы

Как часто трудно бывает сказать, откуда появилась та или иная идея. Как часто трудно назвать некую общность людей, которые общаясь между собой эту идею сформулировали и запустили в мир. Это ни движение, ни партия, ни кружок. Зачастую интеллектуалам тесны любые рамки формальных организаций. Но, тем не менее, ощущение некоторой общности есть. В этом случае предлагается рассмотреть такое понятие как «интеллектуальная сеть взаимодействия». Это неформальная структура, объединяющая людей по самым разным причинам. Историю создания интеллектуальной сети взаимодействия рассмотрим на конкретном историческом примере периода первой половины 20 века. Советская Россия после 1917 года стала особым местом притяжения. Сюда на революцию, со всего света стремились люди, мечтающие участвовать в построении идеального государства. В данном случае предлагается рассмотреть франкофонных левых интеллектуалов, оказавшихся свидетелями, а точнее участниками русской революции. Это - Виктор Серж, Пьер Паскаль, Николай Лазаревич, Борис Суварин, Антон Чилига, Макс Истмен, Панаит Истрати и другие иностранные деятели левого движения, о которых пойдет речь, оказались своего рода связующим звеном между Россией и Западом. В первые годы советской власти они первыми представили западной публике русскую революцию, в эти годы они на стороне нового государства, но способность критически относиться к политике этого государства они никогда не теряли. За время, проведенное в России, они интегрировались в новое общество, но западная социализация не позволяет им раствориться в этом обществе. Именно в этот период и именно в России они знакомятся и объединяются в условную группу, определяемую через личные контакты, общий жизненный опыт, близкие ценности. Они первыми описали превращение СССР в тоталитарное государство и сообщили об этом Западу. Сохранение этого взаимодействия во многом связано с тесной сетью личных связей, общим опытом жизни в России. Одним из основных критериев “сети взаимодействия” берется регулярность контактов между всеми членами сети. Также в данном случае прослеживаются все основные принципы сетевой структуры, такие как, децентрализованная иерархия или ее полное отсутствие: в среде этих левых интеллектуалов нет формальной иерархии, но иногда может возникать некая иерархия, строящаяся всякий раз на разных основаниях: Суварин - самый крупный деятель в Коминтерне, лидер организационный; Серж - самый последовательный теоретик, интеллектуальный лидер; Лазаревич - самый душевный, друг для всех, эмоциональный лидер и т.д.; во-вторых, это множественная ролевая специализация: каждый член этой сети в тот или иной момент выполняет ту или иную роль в рамках данной сети, некоторые виды ролей закрепляются за определенным членом, Лазаревич - чаще всего он выполнял психологическую функцию, у Суварина - роль связующего звена с внешним миром, роль теоретика, преимущественно исторического плана; у Сержа - роль теоретика глобального плана, именно он в большей степени теоретически обобщил опыт левого антитоталитаризма, он также писатель, обладатель яркого художественного таланта и связующее звено с литературными кругами, у Паскаля - роль образованного мужа, вовлеченного в академическую науку, у Чилиги - роль теоретика по конкретным вопросам и теории госкапитализма, Истрати - в разные моменты выполнял и психологическую, и организационную, и творческую функции; в-третьих, преимущественное внимание неформальным взаимодействиям, имеющим регулярный характер. Их контакты сформировались и крепли как раз тогда, когда они осознавали, что не одна из существующих формальных структур не может удовлетворить их потребности. Отметим еще одну характеристику сети взаимодействия – осознанную самоидентификацию некой общности.