XLIV Международная филологическая научная конференция

Художественная историософия прозы В. А. Шарова

Ирина Владимировна Ащеулова
Докладчик
доцент
Кемеровский государственный университет

188
2015-03-13
13:50 - 14:10

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается художественная историософия современного русского писателя В. А. Шарова. На примере анализа восьми романов автора вычленяются черты субъективной авторской историософской концепции: цикличность, утопичность, эсхатологичность русской истории, роль человека как силы, сохраняющей духовный потенциал истории.

Тезисы

В. А. Шаров (род. в 1952) — писатель современного русского литературного процесса, зарекомендовавший себя как сочинитель фантасмагорических исторических романов о русской истории. На данный момент «историография» Шарова состоит из восьми романов: «След в след» 1989, «Репетиции» 1992, «До и во время» 1993, «Мне ли не пожалеть...» 1995, «Старая девочка» 1998, «Воскрешение Лазаря» 2003, «Будьте как дети» 2007, «Возвращение в Египет» 2013.
Из романа в роман Шаров выстраивает собственное понимание смысла русской истории, формируя субъективную историософию, отражающую и традицию русской историософской мысли, и стремление писателя к воспроизведению определенной исторической модели. Проза Шарова оказывается на пересечении двух дискурсивных практик: исторической и литературной. В художественных романах русская история предстает в качестве литературного нарратива, предлагая альтернативно-вымышленные, фантасмагорические версии революционных событий в России ХХ века.
В данном сообщении предполагается вычленить основные положения авторской историосфской концепции, проявляющейся в художественной прозе. Из романа в роман Шаров пытается ответить на фундаментальные вопросы историосфской проблематики: цель и смысл русской истории, проблема детерминизма исторических событий, форма («формула») развития русской истории, место и роль личности в истории. Оказываясь в контексте русской историософской традиции («русская идея»), Шаров обращается к исследованию истоков, значения и последствий русской революции. Постепенно в романной прозе выстраивается авторская теория, включающая несколько положений.
Русская история есть процесс становления, развития и гибели различных религиозных, утопических, политических, историософских идей. Каждый человек в истории оказывается вовлеченным в какой-либо идеологический проект, общегосударственного или индивидуального масштаба, но, в любом случае, цель идеи утопична и обречена на крах. Шаров в сюжетах романов проверяет идеи на жизнестойкость, антиутопичность и часто приходит к выводу о провале в истории любого проекта. В этом смысле исторический процесс не развивается ни по восходящей (идея прогресса), ни по нисходящей (идея регресса), это постоянное вращение по кругу, повторение одних и тех же циклов. Используя в романах приемы фантасмагории и мистификации, Шаров выстраивает плюрально-циклическую формулу русской истории, где идея революционного изменения реальности возникает с периодичностью раз в сто лет.
С этих позиций обнаруживается и эсхатологическая направленность русской истории. Эсхатологизм, с точки зрения Шарова, определяет отношения человека с бытием, с Богом и с властью. Русский человек живет при постоянном конце света, поэтому его отношения с историей есть вечное вопрошание значимости его отдельной жизни в контексте истории. Размышляя над векторами движения истории, случайным и необходимым, рациональным и иррациональным, объективным и субъективным, Шаров выделяет субъективный фактор, видя в истории движение духовных импульсов отдельных людей. Поэтому история есть процесс собирания семейных, родовых, народных архивов, обнаружения «следов», текстов, нарраций, «историй», что определяет ее как процесс сохранения духовности, мысли, памяти.