XLIV Международная филологическая научная конференция

Безумие как знак современности в итальянской литературе рубежа XIX–XX вв.

Анастасия Викторовна Голубцова
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН

190
2015-03-12
18:00 - 18:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен формам художественного воплощения темы безумия в литературе Италии второй половины XIX–ХХ вв. Объединение страны воспринимается итальянским культурным сознанием как рубеж, за которым начинается эпоха современности (modernità). Одним из ключевых «знаков» новой эпохи становится понятие безумия, которое воспринимается как одно из главных свойств современной реальности и неотъемлемая черта современного сознания. В докладе анализируются различные трактовки, которые получает тема безумия в творчестве крупнейших авторов и литературных школ рубежа веков.

Тезисы

В истории Италии завершение объединения страны (Рисорджименто) в 60-х гг. XIX века становится тем рубежом, за которым начинается эпоха современности — «modernità». Ключевую роль в итальянской культуре новой эпохи приобретает понятие безумия, которое функционирует как примета времени, одно из главных свойств современной жизни. Не последнюю роль в укоренении этого представления играет знаменитый труд Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство» (1864 г.), в котором исследователь в позитивистском духе анализирует феномен гениальности и трактует его как разновидность сумасшествия. Несмотря на многообразие анализируемого материала и широту исторической перспективы, безумие в работе Ч. Ломброзо (возможно, бессознательно) предстает как характерная черта именно современной эпохи. В пространном перечислении современных безумцев и безумств сама действительность словно бы приобретает патологический, искаженный характер. Именно через понятие безумия (pazzia) первое крупное художественное течение объединенной Италии, «скапильятура», противопоставляет себя «испорченной» современности — лицемерному буржуазному обществу и устаревшей литературной традиции. Так, в программном романе «Скапильятура и 6 февраля» (1862 г.) один из ключевых представителей данного направления, Клетто Арриги, характеризует себя и своих единомышленников как «истинный пандемониум нашего века, воплощение безумия вне стен сумасшедшего дома». Безумие творческой личности становится средством борьбы с подлинной патологией — фальшивой благопристойностью «нормального» социума. Веризм, в отличие от «скапильятуры», связывает современность с триумфом позитивистской науки и техническим прогрессом, однако и у веристских авторов трактовка современной действительности оказывается далеко не однозначной. Безумие в веризме функционирует как знак противоестественности устройства современной жизни и приобретает форму медицинской патологии или странного, неразумного поведения — реакции на трагическое столкновение с действительностью. В творчестве Габриэле Д'Аннунцио, самого яркого представителя итальянского декаданса, позитивистское изображение безумия «извне» сменяется тонким психологическим анализом. Болезненная чувствительность и нервные расстройства выступают как неотъемлемая черта современной творческой личности, в бодлеровском духе противостоящей мелочному филистерскому обществу. В новеллах, романах и пьесах Луиджи Пиранделло безумие становится зримым выражением трагического мироощущения современного человека как такового. Душевное расстройство — неизменный спутник героев Л. Пиранделло — предстает как знак кризиса и распада человеческой личности, естественное следствие утраты собственного «я» при столкновении с тиранией социума. Футуризм отчасти возрождает предложенную «скапильятурой» трактовку безумия как формы борьбы против буржуазного общества и сложившегося порядка, однако переосмысляет это противостояние в оптимистическом ключе: если протест «скапильяти» неизбежно приводит к поражению и саморазрушению, то у футуристов безумие становится необходимым условием желанного обновления, мощной волной, сметающей старый мир. Таким образом, безумие во всем многообразии своих проявлений буквально пронизывает культуру второй половины XIX – начала ХХ вв., а человек современной эпохи с неизбежностью оказывается носителем какой-либо из форм этого «недуга» — позитивистской психической патологии, декадентской болезненной чувствительности, пиранделлианской утраты собственного «я» или же футуристского бунта против «нормального» общества.